ЭРОЗИОННОЕ ИЗНАШИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Эрозионным называется механическое изнашивание по-
верхности в результате воздействия высокоскоростного по-
тока жидкости и (или) газа, соответственно различают гид-
роэрозионное и газоэрозионное изнашивание.
Механизм данных процессов представляется следующим
образом.
При движении с большой скоростью поток жидкости или
газа, соприкасаясь с поверхностью, расшатывает и вымыва-
ет неровности после механической обработки. В зависимос-
ти от свойств материала возможны даже вырывы отдель-
ных объемов с неблагоприятной ориентацией по отношению
к направлению потока.
С появлением пораженных участков процесс изнашива-
ния усиливается, и на поверхностях появляются промывы с
высокой степенью чистоты. На интенсивность процесса ока-
зывает существенное влияние температура газа или жидко-
сти, которая снижает прочность и твердость металла дета-
лей.
Данный вид изнашивания наиболее характерен для пар
трения цилиндр — поршневое кольцо, клапан — седло кла-
пана в двигателях автомобиля.
При открытии клапана в начальный момент горячие газы
с большой скоростью вырываются через образовавшуюся
щель. Скорость потока такова, что происходит вырывание
частиц металла с поверхностей как клапана, так и седла.
Пораженные участки ослабляют поверхностный слой, и про-
цесс изнашивания усиливается, в результате на поверхности
появляются глубокие промывы, мощность двигателя умень-
шается и требуется его остановка на ремонт.
Повышение долговечности клапанов достигается более
точной притиркой и высокой чистотой обработки при вы-
полнении ремонтных работ. Материал клапана должен со-
хранять твердость и прочность при высокой температуре.
Достигается это условие легированием металла клапана хро-
мом, молибденом, вольфрамом.
Подобный механизм изнашивания наблюдается при ра-
боте пары трения цилиндр — поршневое кольцо. В первона-
чальный момент потеря размеров деталей происходит по
причине абразивного изнашивания. Далее с увеличением
зазора между кольцом и цилиндром в местах глубоких ри-
сок происходит прорыв газов, при котором частицы металла
отрываются с поверхности и уносятся потоком газов, в этих
местах образуются раковины в виде промывов, мощность
двигателя падает, что и служит основанием остановки ма-
шины на ремонт.
В целом механизм износа пары трения цилиндр — пор-
шневое кольцо представляется как абразивное изнашивание
с переходом в газоэрозионное, совместным действием кото-
рых и определяется срок их службы.
Повышение долговечности данной пары трения достига-
ется увеличением твердости металлов трущихся поверхнос-
тей и качеством их приработки.
Процесс эрозионного изнашивания усиливается при на-
личии в потоке газов или жидкости абразивных частиц. Та-
кой вид изнашивания называется газо-, гидроабразивным.
Механизм изнашивания, характер его протекания, состоя-
ние поверхностей подобны эрозионному. Может иметь мес-
то в топливной аппаратуре дизельных двигателей при рабо-
те в запыленных условиях.