ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Стандартом ГОСТ 27.002-89 предусматривается несколь-
ко методов повышения надежности машин, из которых при-
менительно к ремонту автомобилей рекомендуются три: за-
мена ненадежных элементов на более надежные; создание
нагруженного резерва в системе; повышение долговечности
деталей за счет использования более современных техноло-
гий ремонта.
При выполнении ремонтных работ очень часто произво-
дится замена изношенных деталей и узлов на новые. Здесь
важно, чтобы новые детали имели больший срок службы,
чем применявшиеся ранее. Этот вариант не всегда возмо-
жен, так как новые элементы стоят намного дороже, и нуж-
но провести предварительный экономический анализ, что-
бы, например, установка на автомобиль нового, более со-
вершенного двигателя оказалась экономически выгодной.
Под нагруженным резервом понимают случай, когда
несколько элементов системы работают в одном рабочем
режиме и выполняют одну и ту же функцию. Отказ одного
элемента не вызывает отказа всей системы, поскольку его
функции выполняют другие элементы, хотя с некоторой пе-
регрузкой, в этом и состоит понятие резерва, примером мо-
жет служить тормозная система автомобиля — наиболее низ-
кой надежностью обладают те марки машин, у которых тор-
мозная система каждого колеса запитана от одной централь-
ной. Отказ тормозной системы любого из колес приводит к
отказу всей тормозной системы, резерв имеет место только
при работе ручного тормоза. Такая низкая надежность тор-
мозной системы наблюдается у некоторых моделей легко-
вого автомобиля Москвич-412ИЖ.
Легковые автомобили марки «Жигули» многих модифи-
каций имеют раздельную тормозную систему на задние и
передние колеса. Надежность такой системы намного выше,
так как отказ одной части тормозной системы не приведет к
полному ее отказу.
Еще более высокую надежность имеют автомобили с
индивидуальной тормозной системой к каждому колесу.
Повышение долговечности деталей за счет использова-
ния современных технологий при выполнении ремонтных
работ способствует росту надежности машин, например, при
окончательной обработке внутренней поверхности цилинд-
ров вместо хонингования используется финишная антифрик-
ционная безабразивная обработка, которая повышает долго-
вечность более чем на 30%.
Практически для всех деталей, подлежащих ремонту, с
учетом их формы, размеров, физико-механических свойств
и т. д. имеются экономически выгодные технологии. Окон-
чательный выбор остается за ремонтными предприятиями в
зависимости от их возможностей.
Ограничение долговечности деталей машин определяет-
ся процессами их изнашивания или поломки. Причины по-
явления предельного износа или поломки по своей сути яв-
ляются причинами остановки на ремонт. Поэтому, прежде
чем приступить к замене изношенной или разрушенной де-
тали, необходимо четко знать причину отказа, в этом состо-
ит залог качественного и своевременного выполнения ремон-
тных работ.