Рулевое 2
Рулевое управление с механизмом передачи типа «чер-
вяк — ролик» распространено на легковых и гру-
зовых заднеприводных автомобилях.
В автомобиле ВАЗ-2105 верхний рулевой вал вращается
в радиально-упорных шариковых подшипниках и соединен
с нижним через промежуточный вал, карданные шарниры
которого выполнены неразборными.
Редуктор рулевого механизма закреплен на лонжеро-
не кузова и представляет собой червячную пару. Червяк,
напрессованный на вал, вращается в радиально-упорных
подшипниках. Зазоры в подшипниках регулируются под-
бором прокладок. Ролик, находящийся в зацеплении с чер-
вяком, установлен на ось и вращается в подшипнике каче-
ния.
Рулевой привод включает в себя:
• рулевую сошку, шарнирно соединенную с ней сред-
нюю тягу и левую боковую тягу;
• маятниковый рычаг и шарнирно соединенную с ним
правую боковую тягу;
• поворотные рычаги.
Ось маятникового рычага вращается во втулках, встав-
ленных в кронштейне оси, который крепится к правому лон-
жерону пола кузова. Боковые тяги состоят из двух нако-
нечников, соединенных разрезной регулировочной муфтой.
Для крепления тяг к рычагам и сошке используются одно-
типные шаровые шарниры, состоящие из шарового коль-
ца, вкладыша с пружиной и опорной шайбы пружины. Па-
лец своей шаровой головкой вместе с вкладышем вставлен
в конусную расточку головки наконечника тяги, а вкладыш
поджат пружиной, что автоматически устраняет зазор, воз-
никающий по мере износа пальца и вкладыша. Шарнир за-
щищен резиновым чехлом и в процессе эксплуатации не
требует смазки.
Рулевое управление с механизмом передачи типа винт —
гайка — рейка — сектор с усилителем применяют в управ-
лении автомобиля ЗИЛ-130.
Усилитель рулевого управления конструктивно объеди-
нен с рулевой передачей в один агрегат. Благодаря работе
этого механизма, усилие водителя при повороте рулевого
колеса увеличивается за счет давления жидкости, подавае-
мой в усилитель гидронасосом. Рулевая колонка соединена
с рулевым механизмом через короткий карданный вал, так
как их оси не совпадают. Это сделано для уменьшения га-
баритных размеров рулевого управления.
В систему гидравлического усилителя руле-
вого механизма входят:
• лопастной насос, приводимый в действие от колен-
чатого вала двигателя через ременную передачу:
• бачок для жидкости;
• цилиндр усилителя;
• клапан управления.
200
В цилиндре размещена поршень-рейка, находящаяся в
зацеплении с зубчатым сектором вала рулевой сошки. Че-
рез винт рулевого механизма поршень-рейка связана с ва-
лом рулевого механизма. Когда автомобиль движется по
прямой, жидкость от насоса проходит через клапан управ-
ления и возвращается в бачок. Жидкость также заполняет
и обе полости (А и Б) цилиндра усилителя.
Поворот рулевого колеса в ту или иную сторону вызы-
вает перемещение золотника. При этом золотник отключа-
ет одну из полостей цилиндра усилителя, увеличивая по-
дачу жидкости в другую полость. В результате в одной из
полостей образуется давление, которое передается в пор-
шень-рейку. Увеличение давления в полости А стремится
передвинуть поршень-рейку вправо, а увеличение в полос-
ти Б — влево. Таким образом, усилие, прикладываемое во-
дителем к рулевому колесу, необходимо лишь для включе-
ния гидроусилителя, который и обеспечивает в основном
поворот управляемых колес.
Для ограничения подачи жидкости при высоких скоро-
стях вращения вала гидронасоса имеется перепускной кла-
пан, а для предохранения системы от повышенного давле-
ния — предохранительный клапан.