Понедельник, 16.06.2025, 21:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Ремонт и техническое обслуживание системы
зажигания

Неисправности системы зажигания могут являться при-
чинами затрудненного пуска двигателя, неустойчивой его
работы на холостом ходу (двигатель глохнет), перебоев на
всех режимах работы, потери мощности двигателя (двига-
тель плохо тянет) и повышенного расхода топлива. Основ-
ными неисправностями системы зажигания, вызывающими
вышеуказанные признаки, являются нарушение угла опере-
жения зажигания (слишком раннее и позднее зажигание),
перебои в одном или нескольких цилиндрах, а также полное
прекращение зажигания.
Позднее зажигание характеризуется потерей мощности
и перегревом двигателя, а раннее зажигание — потерей мощ-
ности и стуком в двигателе. Для устранения неисправности
нужно проверить и при необходимости отрегулировать угол
опережения зажигания путем поворота корпуса распредели-
теля зажигания или датчика-распределителя.
Перебои в одном цилиндре чаще всего вызываются неис-
правностью свечи зажигания, порчей изоляции провода вы-
сокого напряжения, присоединяемого к свече, а также пло-
хим контактом этого провода в наконечнике свечи или в гнез-
де крышки распределителя.
Перебои в нескольких цилиндрах могут появиться в ре-
зультате порчи изоляции центрального провода высокого
напряжения, плохого его контакта в гнезде крышки распре-
делителя или клемме катушки зажигания, неисправности
конденсатора, обгорания контактов прерывателя, неправиль-
ного зазора между ними или периодического замыкания
подвижного контакта прерывателя на «массу» вследствие
порчи изоляции, трещин крышки распределителя и ротора.
Частыми причинами перебоев зажигания в цилиндрах явля-
ются попадание влаги и загрязнений на элементы системы
зажигания: на крышку распределителя зажигания, провода
высокого напряжения, наконечники свечей, а также загряз-
нение или обгорание контактов в распределителе зажигания
и нарушение зазора между контактами.
При малом зазоре между контактами прерывателя вре-
мя разомкнутого состояния контактов уменьшается и маг-
нитное поле, создаваемое первичной обмоткой, не успевает
полностью исчезнуть. При слишком большом зазоре, наобо-
рот, уменьшается время замкнутого состояния контактов и
ток в первичной цепи не успевает восстанавливаться до мак-
симального. В том и другом случаях во вторичной обмотке
уменьшается напряжение и могут появляться перебои в ци-
линдрах, особенно с увеличением частоты вращения колен-
чатого вала.
Загрязненные контакты протирают чистой ветошью,
смоченной бензином, а окисленные и обгоревшие зачища-
ют надфилем. При зачистке контактов следует удалить бу-
горок на одном из них, а на другом только слегка сгладить
углубление (кратер). Учитывая, что слой вольфрама на кон-
тактах тонкий, полностью удалять углубление не следует
с целью увеличения срока службы контактов. Не следует
применять для зачистки шлифованную шкурку, имеющую
на поверхности твердые частицы наждака; при работе по-
павшие на контакты частицы вызывают сильное искрение
и быстрое изнашивание контактов. После зачистки надо от-
регулировать зазор и проверить угол опережения зажига-
ния.
Полное прекращение зажигания может быть вызвано не-
исправностями как в цепях высокого, так и низкого напря-
жения. В этом случае производится проверка неисправности
сначала цепи низкого напряжения, а затем высокого.
Комплексная диагностика системы зажигания произво-
дится с применением стационарных или передвижных мо-
тор-тестеров.
Проверка технического состояния системы зажигания
включает в себя проверку следующих основных параметров:
проверку и регулировку угла опережения зажигания; про-
верку цепей низкого и высокого напряжения; проверку кон-
денсатора.
Перед проверкой угла опережения зажигания на двига-
телях с контактной системой зажигания необходимо прове-
рить и отрегулировать зазор между контактами распредели-
теля зажигания.
Проверка и регулировка зазора между контактами пре-
рывателя производится следующим образом. Снять крыш-
ку распределителя, повернуть рукояткой коленчатый вал
до полного размыкания контактов и щупом проверить за-
зор, который должен составлять 0,35...0,45 мм .
 Если зазор неправильный, на двигателях ВАЗ-2106 и
-2105 следует ослабить стопорный винт, установить в паз
отвертку и перемещать площадку с неподвижным контак-
том прерывателя. После установки надлежащего зазора за-
тянуть стопорный винт. На двигателях УЗАМ-331 и -412
надо ослабить два стопорных винта (см. рис. 121) пласти-
ны неподвижного контакта и поворотом отверткой, уста-
новленной в паз, установить нормальный зазор, после чего
закрепить стопорные винты и установить крышку распре-
делителя.
Проверка и регулировка угла опережения зажигания осу-
ществляется с помощью стробоскопа либо контрольной лам-
пы.
Регулировка угла опережения зажигания с помощью кон-
трольной лампы производится следующим образом:
1. Установить поршень первого цилиндра в положение кон-
ца такта сжатия. Для этого нужно вывернуть из первого
цилиндра свечу, установить вместо нее бумажную проб-
ку и проворачивать коленчатый вал до момента вытал-
кивания пробки из отверстия. После этого продолжать
медленно поворачивать коленчатый вал до совмещения
меток установки зажигания.
2. Снять крышку распределителя, установить его ротор в
положение, при котором его контакт будет совпадать с
481
боковой клеммой крышки для провода к первому цилин-
дру, и вставить распределитель в гнездо блока.
3. Слегка поворачивая ротор, ввести валик распределителя
в зацепление с приводом и завернуть вручную гайку(ки)
крепления корпуса распределителя (датчика-распредели-
теля).
4. Подсоединить контрольную лампу к клемме низкого на-
пряжения распределителя или специальное проверочное
устройство с лампой к клемме датчика-распределителя
и включить зажигание.
5. Поворотом корпуса распределителя в ту или другую сто-
рону определить момент включения-выключения лам-
пы и зафиксировать положение корпуса затяжкой его
крепления. После чего установить на место крышку рас-
пределителя.
6. Подсоединить к крышке распределителя провода от
свечей в соответствии с порядком работы цилиндров
двигателя с учетом направления вращения ротора рас-
пределителя. При подрегулировке угла опережения за-
жигания, когда распределитель уже установлен на дви-
гателе при проверке, производится только совмеще-
ние установочных меток и выполнение работ, указан-
ных выше.
Практическую проверку правильности установки угла
опережения зажигания можно произвести на автомобиле во
время движения. Для этого на автомобиле с прогретым дви-
гателем развивают скорость 50 км/ч и, двигаясь на высшей
передаче, резко нажимают на педаль газа, открывая дрос-
сельную заслонку. При этом в двигателе должны прослу-
шиваться несильные и быстро исчезающие детонационные
стуки. Полное отсутствие стуков указывает на слишком поз-
днее зажигание, а долго непрекращающиеся стуки — на
слишком раннее.
Проверка цепей низкого и высокого напряжения. Наибо-
лее точную и достоверную информацию об электрических
процессах, протекающих в цепях системы зажигания, мож-
но получить при использовании специальных диагностичес-
ких стендов с осциллографами, применение которых позво-
ляет достаточно просто и быстро определить работоспособ-
ность элементов системы зажигания по осциллограммам.
Для этого подключают осциллограф к цепям низкого (клем-
ма первичной обмотки катушки зажигания) и высокого (клем-
ма вторичной обмотки катушки зажигания) напряжения. На
типовых осциллограммах системы зажигания можно выде-
лить следующие характерные участки ):
Оценку системы зажигания осуществляют, сравнивая
полученную форму кривой с эталонной.
При отсутствии специального стенда с осциллографом
проверка цепей контактной системы может быть выполнена
с использованием индикатора (контактной лампы) в следу-
ющей последовательности.
Для проверки исправности цепи низкого напряжения
следует присоединить один провод индикатора к корпусу
автомобиля («к массе»), а другой — последовательно (при
включенном зажигании и разомкнутых контактах прерыва-
теля) к входной и выходной клеммам выключателя зажига-
ния, входной и выходной клеммам катушки и, наконец, к
клемме низкого напряжения прерывателя. Нарушение кон-
такта или обрыв будет на том участке цепи, в начале кото-
рого лампа горит, а в конце не горит. Отсутствие накала
лампы, присоединенной к выходной клемме катушки за-
жигания или к клемме прерывателя, помимо обрыва цепи
на этом участке может указывать и на неисправность изо-
ляции подвижного контакта (замыкание контакта на «мас-
су»). В этом случае необходимо заменить контактную группу
прерывателя.
Для проверки исправности цепи высокого напряжения
(при исправной цепи низкого напряжения) необходимо снять
крышку распределителя, поворотом коленчатого вала пол-
ностью соединить контакты прерывателя и вынуть провод
высокого напряжения из центральной клеммы распредели-
теля. Затем включить зажигание и, держа конец провода на
расстоянии 4...5 мм от «массы», пальцем размыкать контак-
ты прерывателя. Отсутствие искры на конце провода свиде-
тельствует о наличии неисправности в цепи высокого напря-
жения или неисправности конденсатора. Для окончательно-
го выявления причины необходимо заменить конденсатор
заведомо исправным и повторить проверку; если искры нет,
заменить катушку зажигания.
Проверка исправности конденсатора производится сле-
дующим образом. Отсоединить провод конденсатора от клем-
мы прерывателя, после чего, поставив контакты прерывате-
ля на полное смыкание, включить зажигание и рукой раз-
мыкать контакты, между которыми должно наблюдаться
сильное искрение. После этого провод конденсатора следует
снова присоединить к клемме и размыкать контакты. Если
искрение уменьшается, конденсатор исправен, в противном
случае его необходимо заменить.
Ремонт системы зажигания состоит в замене вышедших
их строя элементов (свечей, проводов высокого напряжения,
катушки зажигания, конденсатора, электронного коммута-
тора, выключателя зажигания или его контактной группы,
датчика-распределителя, распределителя зажигания и его
элементов — крышки, ротора, контактной группы, кулачка,
вакуумного регулятора).

 

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025uCoz