ППР АВТОМОБИЛЯ
Планово-предупредительная система
технического обслуживания и ремонта
автомобилей
Надежность работы и эксплуатации автомобиля в пре-
делах установленных рабочих параметров может быть обес-
печена при строгом надзоре за агрегатами и узлами и прове-
дением плановых ремонтов.
В промышленности и транспорте различают три систе-
мы плановых ремонтов:
• планово-послеосмотровый;
• планово-принудительный (стандартный);
• планово-предупредительный.
Планово-послеосмотровый ремонт представляет собой пе-
риодический, заранее запланированный, осмотр оборудова-
ния, во время которого устанавливается техническое состоя-
ние узлов, агрегатов, определяются объем и последующее
выполнение ремонтных работ.
Это наиболее экономически выгодная система, связан-
ная, однако, с длительным простоем оборудования в ремон-
те. Приемлема для сельскохозяйственных машин (комбай-
нов и др.), работающих определенное время в году (сезон
уборки).
Планово-принудительный (стандартный) ремонт пред-
усматривает плановую остановку машины на ремонт, при
этом отдельные узлы, независимо от их физического состо-
яния, заменяются новыми или реставрированными. Такой
ремонт гарантирует высокую надежность, но имеет высо-
кую стоимость. Система находит применение при ремонте
самолетов, а также оборудования, от надежности которого
зависит жизнь людей.
На ремонтных предприятиях автотранспорта действует
система планово-предупредительного ремонта, которая со-
четает в себе преимущества обеих вышеперечисленных сис-
тем. Она обеспечивает высокую надежность автомобилей
после ремонта при наименьших трудовых и материальных
затратах и минимальном простое машин.
Системой планово-предупредительного ремонта (ППР)
называют комплекс строго запланированных во времени ме-
роприятий по уходу, надзору и ремонту автомобилей, на-
правленных на предупреждение аварий и поддержание ма-
шин в состоянии постоянной эксплуатационной готовности.
Система ППР распространяется не только на автомоби-
ли, но и на подсобное оборудование, а также на здания, со-
оружения, другие коммуникации, транспортные средства
предприятий.
Мероприятия по ППР носят профилактический характер
и выполняются по плану, заранее составленному на основа-
нии утвержденных нормативов и технических условий эксп-
луатации. Система предусматривает:
• содержание и назначение подлежащих выполнению
профилактических мероприятий в течение всего срока
службы машины;
• содержание, назначение и периодичность ремонтных
работ;
• нормативы на производимые ремонтные работы.
В зависимости от назначения, содержания, объема и пе-
риодичности системы планово-предупредительного ремон-
та предлагается два вида ремонта: текущий и капитальный.
Текущий ремонт — комплекс плановых работ по ремон-
ту или замене деталей или узлов для обеспечения нормаль-
ной работы автомобиля в установленных пределах рабочих
параметров до следующего планового ремонта.
Периодичность и сроки текущего ремонта обусловлены
утвержденным графиком, согласно которому автомобили ос-
танавливаются для проведения ремонта.
Во время текущего ремонта разбирают только отдель-
ные узлы автомобиля, при этом тщательным осмотром опре-
деляют их состояние и путем небольших ремонтов восста-
навливают его работоспособность. Кроме того, оценивают
характер и интенсивность износа, что очень важно для уста-
новления сроков и объемов капитального ремонта.
В период между текущими ремонтами автомобиль об-
служивается прикрепленными к нему лицами (водитель,
слесарь по ремонту), прошедшими специальную подготовку
и несущими ответственность за соблюдение всех условий
эксплуатации и ухода за ним.
Межремонтное техническое обслуживание включает в
себя:
• соблюдение режимов эксплуатации, согласно паспор-
тным данным;
• поддержание автомобиля в надежном рабочем состоя-
нии за счет проведения различных видов техническо-
го обслуживания — ЕТО, ТО-1, ТО-2, СТО и др.;
• производство мелкого ремонта (устранение неплотно-
стей, подтяжка сальников и др.).
Ежедневное техническое обслуживание проводится при
подготовке автомобиля к работе, эксплуатации его в течение
смены. ЕТО направлено на обеспечение безопасности дви-
жения, опрятного внешнего вида, заправки топливом, мас-
лом и охлаждающей жидкостью.
Первое и второе технические обслуживания ТО-1, ТО-2
выполняются через определенные пробеги, устанавливаемые
в зависимости от типа, марки автомобиля и условий его эк-
сплуатации.
Сезонное техническое обслуживание (СТО) выполняет-
ся с целью подготовки транспорта к осенне-зимней и весен-
не-летней эксплуатации. СТО совмещают с ТО-1 или ТО-2 и
проводят два раза в год.
Техническое обслуживание и технический ремонт выпол-
няются ремонтной службой автотранспортных предприятий
и станциями технического обслуживания.
Капитальный ремонт — наибольший по объему плано-
вый ремонт, при котором автомобиль подвергают разборке
для детального выяснения его состояния. Предназначен для
восстановления работоспособности машин и обеспечения
пробега до следующего капитального (или списания), состав-
ляющего не менее 80% от нормы пробега для новых автомо-
билей.
Направление автомобилей на капитальный ремонт про-
изводится по данным действительного технического состоя-
ния и достижения установленной межремонтной наработки.
Грузовые автомобили поступают на капитальный ремонт,
если рама и кабина (кузов у легкового автомобиля и автобу-
са), а также не менее трех других основных агрегатов в лю-
бом сочетании требуют капитального ремонта. Агрегаты на-
правляются на капитальный ремонт, если их базовые дета-
ли требуют ремонта, а также если их работоспособность не
может быть восстановлена при текущем ремонте.
Нормы пробега до капитального ремонта для различных
моделей автомобиля устанавливаются техническими усло-
виями для первой категории условий эксплуатации и цент-
ральной природно-климатической зоны. Например, для ГАЗ-
24, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320 пробег (минимальный) до капи-
тального ремонта составляет 300 000 км. Такую же величи-
ну пробега имеют базовые агрегаты этих автомобилей — дви-
гатель, коробка перемены передач, передний и задний мос-
ты, рулевое управление.
Для других условий норма пробега до капитального ре-
монта корректируется с помощью коэффициентов, для вто-
рой категории он равен 0,8, для третьей — 0,6 от указанных
для первой категории.
Капитальный ремонт автомобилей выполняется в основ-
ном на специализированных ремонтных предприятиях.
На ремонтных предприятиях применяется два метода ре-
монта автомобилей — индивидуальный и агрегатный.
При индивидуальном методе ремонта автомобиль и его
агрегаты разбирают, снятые детали восстанавливают и вновь
устанавливают после ремонта на тот же автомобиль или аг-
регат, недостатком метода является то, что автомобиль дли-
тельное время находится в ремонте из-за ожидания отремон-
тированных деталей, узлов. К достоинствам метода отно-
сится возможность сохранения сопряжений деталей, не тре-
бующих ремонта, благодаря чему качество ремонта более
высокое, чем при агрегатном методе.
Агрегатным называют метод ремонта, при котором из-
ношенные детали, узлы заменяются новыми или заранее от-
ремонтированными. Метод сокращает время нахождения ав-
томобиля в ремонте, но успешное применение его может
быть обеспечено при тщательном соблюдении принципа вза-
имозаменяемости.
Агрегатный метод ремонта является основным для ре-
монтных предприятий. Он дает возможность создания смен-
ного фонда запасных частей и специализации производства
на отдельных видах работ, например участок по ремонту
коробки передач и т. д.