Распределитель
Распределитель установлен сверху на корпусе прерыва-
теля и состоит из ротора и крышки. Ротор изго-
товлен в виде грибка из карболита, сверху в него вмонтиро-
вана контактная пластина. Крепится ротор на выступе ку-
лачка. Крышка распределителя изготовлена также из карбо-
лита. На наружной ее части по окружности выполнены гнез-
да по числу цилиндров, в которые вставляются провода, при-
соединяемые к свечам зажигания. В крышке размещено цен-
тральное гнездо для крепления провода высокого напряже-
ния от катушки зажигания. Внутри, против каждого гнезда,
расположены боковые контакты, а в центре — угольный кон-
такт с пружиной для соединения центрального гнезда с пла-
стиной ротора.
Крепится крышка на корпусе прерывателя двумя пру-
жинными защелками. Ротор, вращающийся вместе с кулач-
ком, соединяет поочередно центральный контакт с боковы-
ми контактами, замыкая цепь высокого напряжения через
свечи тех цилиндров, где в данный момент должно проис-
ходить воспламенение рабочей смеси.
Свечи зажигания. Электрический разряд — искра — об-
разуется в цилиндре между электродами свечи зажигания.
Свеча состоит из центрального электрода с изо-
лятором (сердечник свечи) и стального корпуса, в котором
он крепится. Корпус имеет нарезную ввернутую часть, кото-
рой свеча ввернута в нарезное отверстие головки цилиндров
двигателя, в нижней части корпуса имеется один боковой
электрод. В верхней части корпус свечи зажигания имеет
грани под ключ. Центральный электрод с изолятором за-
вальцован в корпусе свечи. Для уплотнения между кромка-
ми корпуса и буртиком изолятора проложены уплотняющие
прокладки. На центральном электроде сверху установлен
наконечник для крепления провода высокого напряжения.
Для обеспечения нормальных условий работы свечи за-
жигания необходимо, чтобы температура нижней части изо-
лятора была в пределах 500.. .600°С, при которой сгорает нагар
и очищается свеча.
Тепловая характеристика свечи зажигания зависит от
длины нижней части изолятора и условий его охлаждения.
Чрезмерный нагрев свечи приводит к калильному зажига-
нию и разрушению изолятора, а переохлаждение — к за-
брызгиванию электродов свечи маслом и нагару.
Выбирают свечи зажигания для двигателя по их обозна-
чениям, где указаны диаметр нарезной части, длина нижней
части изолятора и материал изолятора. Диаметр нарезной
части обозначается буквами ? и А, где ? соответствует диа-
метру 18 мм и А — 14 мм. Цифрой обозначено калильное
число. Длина резьбовой части обозначается буквами ? —
11 мм, Д — 19 мм. Если буквы нет, то длина ввернутой ча-
сти равна 12 мм. Буква «В» обозначает, что выступает ниж-
няя часть изолятора, а «Т» — что герметизация изолятора
выполнена термоцементом.
На двигателях автомобилей ГА3-53-12 и ЗИЛ-130 уста-
навливают свечи All, где буква А обозначает, что диаметр
резьбы 14 мм, цифра 11 указывает калильное число, длина
ввертной части корпуса — 12 мм. Большое влияние на рабо-
ту свечи зажигания оказывает зазор между центральным и
боковым электродами. Заводы рекомендуют зазоры
0,85...1,00 мм. Уменьшение зазора против нормы вызывает
обильное нагарообразование на электродах свечи зажигания
и перебои в ее работе. При большем зазоре из-за повышения
сопротивления ухудшаются условия искрообразования, от-
чего также будут возникать перебои в работе двигателя. Ре-
гулируют зазор подгибанием бокового электрода, а его раз-
мер проверяют круглым щупом. Центральный
электрод подгибать нельзя, так как разрушается керамичес-
кая изоляция и свеча зажигания отказывает в работе.