Раздаточная коробка
Раздаточная коробка применяется на автомобилях повы-
шенной проходимости с передним и задним ведущими мос-
тами и служит для передачи крутящего момента к ведущим
мостам, а также для включения и выключения переднего
ведущего моста. В зависимости от назначения раздаточная
коробка может выполняться с дополнительной понижающей
передачей или без нее. Раздаточная коробка обычно устанав-
ливается за коробкой передач и соединена с ней карданным
валом.
В простейшей раздаточной коробке без понижающей пе-
редачи вал заднего моста постоянно соединен с механизма-
ми привода, а для включения переднего моста существует
зубчатая муфта. При таком включении крутящий момент на
ведущих колесах переднего и заднего мостов определяется в
соответствии с силами сцепления дорожного покрытия с
колесами автомобиля. Чтобы исключить проскальзывание
передних управляемых колес при повороте на дорогах с
усовершенствованным покрытием, передний мост необхо-
димо отключить и включать только в трудных дорожных
условиях.
В более сложных раздаточных коробках применяют меж-
осевой дифференциал, который позволяет вращаться валам
привода переднего и заднего мостов с разными угловыми
скоростями, что устраняет проскальзывание передних колес
относительно дороги при повороте, позволяя тем самым из-
бежать потерь мощности двигателя из-за ее циркуляции в
трансмиссии, и сберегает топливо.
Дополнительная понижающая передача в раздаточной
коробке дает возможность еще больше увеличить силу тяги
на ведущих колесах автомобиля. Такая схема раздаточной
коробки отличается от простейшей наличием пары шесте-
рен, повышающих передаточное число.
Раздаточная коробка автомобиля со
стоит из:
• картера;
• ведущего вала;
• промежуточного вала;
• ведомого вала;
• вала привода переднего моста.
Передний мост включается перемещением передвижной
шестерни промежуточного вала назад. При прямой передаче
шестерня ведущего вала по шлицам перемещается назад и
ее зубья входят в зацепление с внутренними зубьями шес-
терни ведомого вала. Включение понижающей передачи про-
изводится перемещением шестерни ведущего вала вперед до
зацепления с шестерней промежуточного вала.
Механизм переключения передач размещен сбоку разда-
точной коробки и состоит из двух ползунов и вилок, кото-
рые приводятся в действие рычагами, размещенными в ка-
бине водителя. Перед включением понижающей передачи
необходимо выключить передний мост, иначе передача не
выключится, для чего предусмотрено специальное устрой-
ство. Принцип действия механизма переключения раздаточ-
ной коробки аналогичен механизму переключения коробки
передач.
В коробке передач и в раздаточной коробке применяют
трансмиссионное масло, которое может быть летним (на-
пример, Тап-15-й) и зимним (например, ТС-10). Трансмис-
сионное масло получают из мазута путем отстаивания, и оно
обладает большей вязкостью, чем масло для двигателей. Это
масло отличается высокой способностью хорошо прилипать
к смазываемым поверхностям (маслянистость). Уровень
масла в картере коробок должен быть по краю заливочного
отверстия.