КАВИТАЦИОННОЕ ИЗНАШИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
В движущемся потоке жидкости всегда имеются пузырь-
ки воздуха, газа или паров жидкости. При изменении усло-
вий движения потока жидкости, например в местах суже-
ния, кранах и т. д., меняются давление в потоке и его сплош-
ность, что приводит к «захлопыванию» пузырьков. В обра-
зовавшиеся пустоты с большой скоростью устремляются
частицы, происходит гидравлический удар. Это явление на-
зывается кавитацией.
Если пузырьки газа располагаются на поверхности дета-
ли, то при их захлопывании жидкость с огромнейшей силой
ударяется о поверхность детали. Энергия удара настолько ве-
лика, что вызывает разрушение металла. Важно заметить, что
захлопывание пузырьков и удары жидкости происходят в од-
ном и том же месте. При многократном воздействии в одном
и том же месте в детали появляются каверны, вплоть до сквоз-
ного отверстия.
В месте удара жидкости о поверхность энергия удара та-
кова, что вызывает наклеп металла. Наклепанный слой ха-
рактеризуется повышенной хрупкостью и при повторном
ударе разрушается, при этом образуется каверна .
Процесс повторяется до появления сквозного
отверстия , изделие останавливается на ремонт.
Данному виду изнашивания подвергаются лопасти цент-
робежных насосов, наружная поверхность гильз двигателей
Гильза дизеля, изношенная кавитацией -
Износ наружной поверхности гильзы при кавитации в
несколько раз выше износа внутренней поверхности от дей-
ствия поршневых колец, и он определяет срок службы гиль-
зы.
Известны некоторые пути снижения износа от действия
кавитации. Один из них — введение в охлаждающую жид-
кость веществ — эмульгаторов, уменьшающих кавитацион-
ное действие.
Повысить стойкость против кавитации возможно за счет
увеличения твердости поверхности различными способами:
закалкой ТВЧ, химико-термической обработкой, наплавкой
твердыми сплавами и т.д.