Сцепление
Сцепление служит для передачи крутящего момента от
двигателя, кратковременного отсоединения двигателя от
коробки передач и плавного их соединения при переключе-
нии передач и трогании автомобиля с места.
Сцепление состоит из механизма и привода его выклю-
чения. Наибольшее распространение получило однодисковое
сцепление фрикционного типа . Основными деталя-
ми механизма сцепления являются ведомый диск, закреплен-
ный на ведущем колесе коробки передач, нажимной (веду-
щий) диск с пружинами, который жестко прикреплен к ма-
ховику коленчатого вала двигателя.
Принцип работы механизма сцепления основан на ис-
пользовании сил трения соединяющихся поверхностей. Диски
сжимаются пружинами ведущего (нажимного) диска, и в
результате возникновения между ними силы трения крутя-
щий момент передается от коленчатого вала двигателя к ве-
дущему валу коробки передач. Ведущий и ведомый диски
сцепления постоянно прижаты пружинами друг к другу и
разжимаются только на короткое время под воздействием
привода выключения сцепления при переключении передач
или торможении автомобиля. Плавность включения сцеп-
ления обеспечивается за счет проскальзывания дисков до
момента полного прижатия их друг к другу.
Кожух сцепления выштампован из стали и прикреплен
к маховику болтами. Внутри кожуха расположены рычаги
выключения, наружные концы которых шарнирно соедине-
ны с нажимным диском. Диск может перемещаться по
отношению к кожуху, вращаясь вместе с маховиком. Меж-
ду ведущим диском и кожухом по окружности расположе-
ны нажимные цилиндрические пружины, зажимающие ве-
домый диск между ведущим диском и маховиком. Ведо-
мый стальной диск с фрикционными накладками из асбес-
товой пластмассы соединен со ступицей гасителем крутиль-
ных колебаний.
Крутильные колебания возникают на маховике двигате-
ля вследствие цикличности его работы. При включенном
сцеплении они передаются ведомому диску, заставляя его
поворачиваться относительно ступицы. При этом возникает
трение диска о фланец ступицы, и энергия крутильных ко-
лебаний гасится, превращаясь в теплоту. В целом гаситель
крутильных колебаний способствует плавности включения
сцепления, повышает долговечность деталей коробки пере-
дач и карданного вала.
Механизм сцепления с двумя ведомыми дисками отлича-
ется от однодискового фрикционного механизма сцепления
наличием среднего нажимного диска, расположенного меж-
ду двумя ведомыми дисками. Принципиальных конструкци-
онных отличий элементов от однодискового двухдисковый
механизм сцепления не имеет.
Однодисковый механизм сцепления с центральной диа-
фрагменной нажимной пружиной имеет только одну
нажимную пружину, выполненную в виде чаши, оборудован-
ной 18 лепестками, которые являются не только упругими
элементами, но и одновременно отжимными рычагами. При
выключении сцепления упорный нажимной подшипник воз-
действует на лепестки пружины и перемещает ее в сторону
маховика. Наружный край пружины отгибается в обратную
сторону и фиксаторами отводит нажимной диск от ведомого.
Механический привод выключения сцепления
наиболее прост по конструкции и удобен в эксплуатации.
Применяется на большинстве отечественных грузовых авто-
мобилей.
Механический привод выключения сцепления состоит из:
• педали;
• возвратной пружины;
• валика с рычагом;
• тяги;
• рычага вилки выключения сцепления;
• вилки;
• муфты с упорным шариковым подшипником;
• оттяжной пружины.
Нажатием на педаль все детали привода приходят во вза-
имодействие, в результате чего упорный подшипник муфты
нажимает на внутренние концы рычагов выключения, на-
жимной диск отводится, а ведомый освобождается от уси-
лия зажимающих пружин и сцепление выключается.
При включении сцепления педаль отпускают, муфта с
упорным подшипником занимает исходное положение, ос-
вобождая рычаги выключения, ведущий диск под действи-
ем пружин прижимает ведомый диск к маховику и сцепле-
ние включается.