ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Основные сведения по электротехнике. Современный
автомобиль не может работать без электрического тока. При
помощи электрического тока происходит зажигание рабочей
смеси в карбюраторных и газосмесительных двигателях, пуск
двигателя стартером, приводятся в действие световая и зву-
ковая сигнализация, контрольно-измерительные приборы,
освещение и дополнительное оборудование.
Электрическим током называется направленное движе-
ние заряженных частиц в проводнике, а сила, под действи-
ем которой в проводниках возникает электрический ток, на-
зывается электродвижущей силой (ЭДС).
Источниками электрического тока называются такие
приборы или агрегаты, которые превращают один из видов
энергии в электрическую.
Для получения электрической энергии на автомобиле ус-
танавливают источники электрического тока — генератор и
аккумуляторную батарею. Генератор превращает механичес-
кую энергию в электрическую, а аккумуляторная батарея —
химическую энергию в электрическую.
Источники тока и реле-регуляторы
Приборы, которые превращают электрическую энергию
в другие виды энергии, называют потребителями. К таким
приборам относятся лампы освещения, стартер, электродви-
гатели вентилятора, стеклоочистителя и обогрева кабины,
указатель температуры воды, давления масла в двигателе и
другие приборы.
Некоторые материалы создают небольшое сопротивле-
ние прохождению по ним электрического тока, их называют
проводниками. Хорошо проводят электрический ток метал-
лы, уголь, водные растворы кислот и щелочей. В качестве
проводников, соединяющих приборы электрооборудования,
используют медную или алюминиевую проволоки.
Есть материалы, настолько плохо проводящие электри-
ческий ток, что их практически применяют как непроводни-
ки, или изоляторы; к ним относятся резина, эбонит, пласт-
массы, стекло и др.
Вещества, занимающие по ряду физических свойств, в
том числе и по проводимости, промежуточное положение
между проводниками и непроводниками, называют полупро-
водниками. Некоторые полупроводники обладают свойством
образовывать на граничной поверхности между полупровод-
ником и металлом запирающий слой, пропускающий ток
только в одном направлении. Полупроводники используют
также для изготовления фотоэлементов, термисторов и др.
В качестве полупроводников применяют кремний, селен,
германий.
Источники тока, потребители и соединяющие их прово-
да образуют электрическую цепь. Различают внутреннюю
и внешнюю электрические цепи: внутренняя электричес-
кая цепь образуется в самом источнике тока; к внешней элек-
трической цепи относятся потребители тока и провода, со-
единяющие приборы. Характерной особенностью электри-
ческой цепи на автомобиле является то, что одним прово-
дом служит масса (металлические части автомобиля), а
другим проводом служат изолированные провода. В связи
с этим электрическая цепь на автомобиле называется одно-
проводной.
Часть ЭДС источника тока, затрачиваемая на преодоле-
ние сопротивления внешней цепи, называется напряжени-
ем. Единицей измерения напряжения служит вольт (В).
Количество электричества, которое проходит через по-
перечное сечение проводника за 1 с, называется силой тока
Единицей измерения силы тока служит ампер (А).
Всякий проводник создает сопротивление прохождению
тока. Сопротивление измеряется омами (Ом).
Между силой тока, напряжением и сопротивлением су-
ществует зависимость, которая определяется законами Ома:
сила прямо пропорциональна напряжению и обратно про-
порциональна сопротивлению.
Работа электрического тока, выполненная за единицу
времени, называется мощностью. Мощность измеряется
ваттами (Вт).
Электрический ток, проходящий через проводник, нагре-
вает его. Количество тепла, выделяемое при нагревании,
пропорционально квадрату силы тока, сопротивлению про-
водника и времени прохождения тока.
На автомобилях приборы электрооборудования питают-
ся постоянным током. Постоянным называется ток, кото-
рый движется в проводнике только в одном направлении в
отличие от переменного тока, который движется в провод-
нике то в одном, то в другом направлениях.
В каждом источнике постоянного тока различают два
полюса: положительный (+) и отрицательный (–). Услов-
но считают, что во внешней цепи постоянный ток движется
от положительного полюса к отрицательному. На автомоби-
лях отрицательный полюс источника тока соединяют с мас-
сой, т.е. с металлическими частями автомобиля.
Потребители или источники тока могут быть соединены
между собой последовательно и параллельно. При последо-
вательном соединении отрицательный полюс одного источ-
ника соединяют с положительным полюсом другого. В ре-
зультате такого соединения общее напряжение будет равно
сумме напряжений всех источников тока.
При напряжении источника тока 2 В (в свинцовых акку-
муляторах) для получения 12 В нужно соединить последова-
тельно шесть аккумуляторов.
При параллельном соединении источников тока необхо-
димо соединить между собой одноименные полюса — поло-
жительный с положительным, а отрицательный с отрица-
тельным . При таком соединении источников
тока общее напряжение будет таким же, как у одного источ-
ника тока. Несколько аккумуляторов, соединенных между
собой, образуют батарею.