КУЗОВ И ЕГО ОБОРУДОВАНИЕ
В грузовом автомобиле к кузову относятся:
• кабина для водителя и пассажиров;
• капот;
• облицовка;
• крылья передних колес;
• брызговики задних колес;
• платформа для груза, которая имеет конструкцию в
зависимости от перевозимого груза.
В зависимости от назначения кузов может быть выпол-
нен в различных вариантах.
Кузов легкового автомобиля является несущей конструк-
цией. Характерная особенность несущего кузова — отсутствие
рамы. Ее роль выполняет сам кузов, который в местах креп-
ления двигателя, агрегатов трансмиссии и подвесок имеет
специальные усиления. Состоит кузов из стального цель-
носварного корпуса, к которому прикреплены капот двига-
теля, передние и задние крылья, двери, крышка багажника,
облицовка фар и радиатора, передний и задний буферы и др.
Внутри кузова размещены сиденья для водителя и пассажи-
ров.
В зависимости от компоновки объемов кузова существу-
ют различные типы кузовов легковых автомобилей
Кабина
Кабина грузового автомобиля капотной схемы состоит
из каркаса, крышки, верхней, задней и боковых панелей,
между которыми образованы дверные проемы. В проемах
на петлях навешиваются двери. В закрытом положении две-
ри удерживаются с помощью встроенных замков специаль-
ной конструкции. Двери кабины имеют опускающиеся при
помощи стеклоподъемников стекла. В оконные проемы ка-
бины вставляют неоткрывающиеся гнутые стекла. Внутри
кабины размещаются сиденье и все органы управления ав-
томобилем. Сиденье может быть одно-, двух- и трехмест-
ным, общим для водителя и пассажиров или раздельным.
При раздельной конструкции сиденье выполняют регули-
руемым по высоте, расстоянию от органов управления, а
также по наклону спинки. В кабинах бескапотной конст-
рукции может быть предусмотрено одно спальное место,
располагаемое поперек кабины за спиной водителя. Для
обеспечения доступа к двигателю в таких кабинах делают
устройство для ее опрокидывания относительно передних
шарнирных опор.
Платформа
Металлическая или деревянная платформа грузового ав-
томобиля имеет откидные борта (могут быть многосекци-
онными), соединенные с полом платформы петлями. Бор-
та в закрытом положении скреплены между собой запор-
ными приспособлениями. Пол платформы собран на двух
продольных и нескольких поперечных брусьях. Продоль-
ные брусья прикреплены стремянками к раме автомобиля.
Платформа может быть выполнена в различных вариан-
тах: самосвальной, удлиненной, с высокими бортами, по-
крыта тентом и др.
Под платформой размещаются ящик для крупных инст-
рументов, запасное колесо. Мелкий инструмент может хра-
ниться под сиденьем водителя. На передних и задних бор-
тах справа и слева установлены отражатели света.
Специальное оборудование
Подъемный механизм платформы автомобиля-самосва-
ла состоит из:
• телескопического цилиндра с плунжером;
• шестеренчатого масляного насоса;
• крана управления;
• коробки отбора мощности;
• масляного бака;
• трубопроводов.
При опущенной грузовой платформе плунжер гидравли-
ческого подъемника находится у днища цилиндра, а мас-
ло—в полости под плунжером и в баке. Подъем платфор-
мы осуществляется при помощи масляного насоса, подаю-
щего масло в полость под плунжер. В результате давления,
создаваемого насосом, плунжер перемещается и поднимает
платформу. Опускается грузовая платформа под действием
собственного веса, выдавливая масло из-под плунжера об-
ратно в бак.
На автомобилях повышенной проходимости в качестве
специального оборудования устанавливают лебедку
, которая может быть использована для самовы-
таскивания в тяжелых дорожных условиях или для вытас-
кивания другого застрявшего автомобиля, а также для
подъема и опускания грузов через специальные блоки. Ле-
бедка устанавливается в передней части автомобиля на раме.
Для привода лебедки используется двигатель автомобиля,
крутящий момент от которого передается через коробку пе-
редач на коробку отбора мощности и далее через кардан-
ную передачу на лебедку.
Включение лебедки производят при выжатом сцепле-
нии, переведя рычаг управления лебедкой из нейтрального
в положение «Намотка» или «Размотка». Плавно отпуская
педаль сцепления, приводят лебедку в действие. При
необходимости можно производить ручную размотку тро-
са, отключив предварительно барабан с помощью кулачко-
вой муфты.
Буксирное устройство устанавливают на автомобиле сза-
ди на поперечине рамы. Крепление стержня крюка буксир-
ного устройства осуществляется через пружину или рези-
новый упругий элемент с целью смягчения рывков при тро-
гании с места или при движении автопоезда. Надежность
сцепки обеспечивается откидной скобой, запирающейся за-
щелкой и шплинтом на цепочке. На случай самопроизволь-
ной расцепки предусмотрен трос (или цепь), прикреплен-
ный одним концом к проушине, установленной на задней
поперечине рамы, а вторым — к прицепу.
Для буксировки автомобиля к передним концам лон-
жеронов рамы прикреплены буксирные крюки (проушины
для легковых автомобилей).
Седелъно-сцепное устройство устанавливают на авто-
мобиле-тягаче, когда он работает с полуприцепом. На по-
луприцепе в этом случае устанавливают сцепной шкво-
рень.
Конструкция седельно-сцепного устройства обеспечива-
ет автоматическую сцепку полуприцепа с автомобилем-тя-
гачом при плавном въезде его задним ходом под затормо-
женный полуприцеп и исключает возможность самопроиз-
вольного разъединения полуприцепа от автомобиля-тяга-
ча.