Ремонт и восстановление деталей АВТОМОБИЛЯ
Целью ремонта деталей является восстановление всех гео-
метрических размеров детали, формы и расположения
поверхностей и обеспечение физико-механических свойств в
соответствии с техническими условиями на изготовление
новой детали.
Кроме того, при ремонте очень часто решается и задача
повышения долговечности и работоспособности деталей за
счет применения новых материалов, новых технологий и
более прогрессивных способов выполнения работ с минималь-
ными трудозатратами.
При ремонте автомобилей широкое применение находят
следующие способы восстановления изношенных деталей:
механическая обработка; сварка, наплавка и напыление ме-
таллов, гальваническая и химическая обработка.
Выбор того или иного способа зависит от многих факто-
ров, таких как технические возможности предприятия, объем
ремонтных работ, сложность конфигурации детали, техничес-
кие условия на изготовление детали и др. Предпочтение отда-
ется тому способу, который обеспечит выполнение ремонт-
ных работ с наибольшей экономической эффективностью.
Восстановление деталей механической
обработкой
Механическая обработка при ремонте применяется:
• для снятия припуска на обработку после наплавки, свар-
ки, напыления и др. и придания детали заданных гео-
метрических размеров, формы;
• для обработки одной из сопряженных деталей при ре-
монте под ремонтные размеры;
• для установки дополнительных ремонтных деталей.
После снятия наплавленного металла деталь обычно
имеет заданные по чертежу размеры и форму, но не облада-
ет требуемыми физико-механическими свойствами. Поэто-
му ответственные детали (коленчатый вал, распределитель-
ный вал и др.) после предварительной механической обра-
ботки проходят термическую обработку для получения необ-
ходимых физико-механических свойств (обычно твердости).
После термообработки проводят окончательную механиче-
скую обработку детали с целью получения требуемой шеро-
ховатости (шлифование).
Вместо процесса термической обработки и последующего
шлифования иногда выполняется накатывание (раскатыва-
ние) поверхности шариком или роликом. Такая обработка
увеличивает твердость и чистоту поверхности (рис. 164).
Накатка представляет собой оправку, на которой крепит-
ся подпружиненный шарик. Оправка устанавливается на ста-
нок вместо резца. Повышения твердости поверхности отвер-
стия можно достичь продавливанием шарика или специаль-
ной оправки.
При ремонте пар трения поршень — цилиндр, коленча-
тый вал — вкладыш и др. применяется метод механической
обработки под ремонтные размеры. Ремонтным называют
заранее установленный размер, отличный от номинального,
под который ремонтируется деталь. Обработка под ремонт-
ный размер ведется обычно для более сложной детали: ци-
линдра (гильза цилиндра), коленчатого вала и др. Ответные
детали — поршневое кольцо, вкладыш и др. — изготовля-
ются заранее под ближайший ремонтный размер и постав-
ляются ремонтными предприятиями отдельно.
Количество ремонтных размеров бывает от 1 до 3 и огра-
ничивается прочностью деталей. Например, при проточке
шеек коленчатого вала под ремонтный размер теряется его
прочность.
К достоинствам метода относятся простота технологи-
ческого процесса, высокая экономическая эффективность. Не-
достатком метода считаются увеличение номенклатуры за-
пасных частей одного наименования и усложнение органи-
зации процесса комплектования деталей и хранения их на
складах.
Дополнительные ремонтные детали (втулки, кольца и
др.) устанавливают для компенсации износа деталей. На-
пример, для компенсации износа посадочного места на вал
устанавливается кольцо , а в отверстие — втул-
ка .
dH — номинальный размер, dП — размер проточки
Размер проточки назначается таким, чтобы основные де-
тали не потеряли прочности. Крепят дополнительные дета-
ли чаще всего посадкой с натягом, иногда с помощью свар-
ки, после чего выполняют окончательную механическую
обработку под номинальный размер.