Понедельник, 16.06.2025, 01:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0


Обслуживание АВТОМОБИЛЯ

Ежедневно при контрольном осмотре автомобиля пос-
ле прогрева двигателя необходимо на слух убедиться в от-
сутствии стуков при различной частоте вращения коленча-
того вала.
После первых 2000 км пробега, а в дальнейшем через
30 000 км на двигателях ВАЗ надо подтягивать гайки креп-
ления крышки подшипников распределительного вала в ус-
тановленной последовательности моментом 18,4...22,6 Н·м
(1,9...2,3 кгс·м).
После каждых 15 000 км пробега необходимо проверять
состояние и степень натяжения ремня привода распредели-
тельного вала и натягивать его. При наличии складок, тре-
щин, расслоения, замасливания и разлохмачивания привод-
ного ремня возникает опасность разрыва при работе двига-
теля, поэтому в этом случае он должен быть заменен ранее
установленного срока (60 000 км пробега). В случае замасли-
вания ремень тщательно протирают ветошью, смоченной
бензином.
На двигателях ВАЗ-2106, УМЗ-331 и -412 для предуп-
реждения преждевременного изнашивания и снижения шума
цепного привода распределительного вала необходимо пер-
вые две его подтяжки производить через 5000 км пробега, а
последующие через каждые 10 000 км пробега.
После каждых 30 000 км пробега (а при необходимости и
раньше) надо проверять и регулировать тепловые зазоры
клапанов. После каждых 60 000 км пробега рекомендуется
производить замену зубчатого ремня привода распредели-
тельного вала и маслоотражательных колпачков.
Ремонт и техническое обслуживание
системы охлаждения
Неисправности системы охлаждения имеют следующие
признаки: подтекание охлаждающей жидкости, перегрев или
переохлаждение двигателя, а также повышенный шум при
работе жидкостного насоса, возникающий при выходе из
строя его подшипников.
Подтекание охлаждающей жидкости может быть выз-
вано негерметичностью соединений шлангов системы охлаж-
дения со штуцерами и патрубками, неплотностью соедине-
ний фланцев патрубков, негерметичностью спускных про-
бок и краника отопителя, повреждением шлангов, трещина-
ми в бачках и сердцевине радиатора, износом самоподжим-
ного сальникового уплотнения жидкостного насоса (при вы-
текании жидкости из дренажного отверстия насоса).
Контроль герметичности системы охлаждения произво-
дится специальным устройством, которое устанавливается
вместо пробки на горловину радиатора или расширительно-
го бачка и при помощи насоса устройства создают избыточ-
ное давление в системе 0,05...0,07 МПа, при котором не до-
пускается просачивания жидкости из системы. Однако обыч-
но подтекание жидкости легко обнаруживается по мокрым
следам на месте стоянки, а также по снижению уровня охлаж-
дающей жидкости в системе охлаждения.
Негерметичность соединений шлангов и фланцев патруб-
ков устраняется подтяжкой их креплений — хомутов и резь-
бовых деталей. Поврежденные шланги и негерметичные
пробки и краники заменяют на новые.
Подтекание жидкости через трещины в бачках или серд-
цевине радиатора устраняется заделкой трещин при помощи
пайки или заклеивания. Незначительное подтекание жидко-
сти через радиатор может быть устранено при помощи до-
бавления в охлаждающую жидкость специальных гермети-
ков. Однако применение герметиков устраняет подтекание
жидкости, как правило, лишь на небольшое время и может
иметь вредные для системы охлаждения двигателя послед-
ствия. При добавлении герметика в охлаждающую жидкость
его частицы осаждаются не только на поврежденные места,
но и на остальные поверхности, увеличивая отложения на
внутренних поверхностях элементов системы охлаждения.
Это может ухудшить циркуляцию жидкости в системе и со-
ответственно снизить эффективность охлаждения двигате-
ля и работы отопителя. В этом случае помимо замены не-
герметичного радиатора потребуется тщательно промыть всю
систему охлаждения.
В случае вытекания жидкости через дренажное отвер-
стие корпуса жидкостного насоса необходимо снять его с
автомобиля для ремонта (замены деталей сальникового уп-
лотнения) или замены. Если небольшое подтекание из дре-
нажного отверстия обнаружено в период обкатки автомо-
биля, это может являться результатом незаконченной при-
работки деталей уплотнения и принимать меры к устране-
нию течи пока нет необходимости. Недопустимо устранять
подтекание закрытием отверстия. Это неизбежно приведет
к попаданию жидкости в подшипники насоса и к их разру-
шению.
Перегрев двигателя характеризуется повышенной тем-
пературой и возможным закипанием охлаждающей жидко-
сти. Возникает он вследствие недостаточного уровня охлаж-
дающей жидкости; пробуксовки или обрыва ремня привода
жидкостного насоса и генератора (кроме двигателей ВАЗ-2108
и МеМЗ-245, у которых привод жидкостного насоса от зуб-
чатого ремня газораспределительного механизма); неисправ-
ности электровентилятора (не включается из-за неисправно-
сти датчика или электродвигателя, который не дает нужной
частоты вращения); поломки крыльчатки жидкостного на-
соса; неисправности термостата (не открывается основной
клапан и жидкость через радиатор не циркулирует); засоре-
ния воздушных проходов в сердцевине радиатора; отложе-
ния загрязнений и накипи в радиаторе и на стенках рубашки
охлаждения.
При перегреве двигателя охлаждающая жидкость зна-
чительно увеличивается в объеме и может происходить ее
выход через пробку распределительного бачка. А при силь-
ном (свыше 110°С) перегреве жидкости она может заки-
петь и вследствие значительного повышения давления в
системе охлаждения (особенно при неисправном паровом
клапане пробки расширительного бачка или радиатора) мо-
жет нарушиться герметичность радиатора (радиатор поте-
чет). Кроме того, при перегреве происходят потеря мощно-
сти двигателя вследствие ухудшения наполнения цилинд-
ров горючей смесью, а также падение давления и выгора-
ние масла, что приводит к усиленному изнашиванию пор-
шневой группы и цилиндров. При длительной работе с по-
вышенной температурой возможно заклинивание поршней
в цилиндрах и выход двигателя из строя, поэтому при пер-
вых признаках перегрева необходимо принимать меры к
устранению его причин. При снижении уровня охлаждаю-
щей жидкости необходимо определить и устранить причи-
ну его снижения и долить необходимое количество охлаж-
дающей жидкости
Пробуксовка ремня привода жидкостного насоса (кроме
двигателей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245) может происходить вслед-
ствие его слабого натяжения и (или) замасливания. Ослабле-
ние натяжения ремня является следствием его вытягивания,
в результате чего частота вращения насоса, вентилятора и гене-
ратора отстает от частоты вращения коленчатого вала. Призна-
ками пробуксовки ремня помимо перегрева двигателя являют-
ся подергивание стрелки амперметра, а также недозаряд акку-
муляторной батареи (более тусклый, чем обычно, свет ламп).
Проверка натяжения ремня привода жидкостного насоса
и генератора осуществляется по прогибу ремня при прило-
жении к нему определенного усилия. Для проверки натяже-
ния могут использоваться линейка с рейкой (рис. 193). При
измерении рейку прикладывают к приводным шкивам, а
линейку устанавливают посередине рейки и, надавливая на
линейку с определенным усилием, измеряют величину про-
гиба ремня и сравнивают измеренное значение с требуемым.
Однако точность измерения при использовании данного спо-
соба невысока и в значительной степени зависит от опыта
работника, поскольку при данном способе не производится
измерения прилагаемого к линейке усилия. Поэтому для
более точного измерения натяжения ремня следует исполь-
зовать специальное динамометрическое устройство, состоя-
щее из динамометра со шкалой и планки. При измерении
натяжения ремня с помощью динамометрического устрой-
ства его планку опирают на шкивы ремня и, надавливая на
ручку до упора буртика штока в упорную втулку, снимают
со шкалы значение приложенного к ремню усилия.
Величины прогиба ремней привода жидкостного насоса
и генератора должны составлять на двигателях ВАЗ
10...15 мм при усилии натяжения 100 Н, а на других рас-
сматриваемых двигателях — 8...9 мм при усилии 100 ? на
двигателе МеМЗ-245 и 40 ? — на остальных двигателях.
Для натяжения ослабленного ремня необходимо ослабить
гайки крепления генератора к натяжной планке и кронштей-
ну блока цилиндров соответственно, а на двигателях
УЗАМ-331 и -412 также и гайку крепления натяжной планки
к блоку. Затем с помощью монтажной лопатки отжимают
генератор от блока, добиваясь необходимого натяжения рем-
ня, и фиксируют положение генератора предварительной за-
тяжкой гайки крепления его к планке. После проверки натя-
жения ремня производится окончательная затяжка гайки
крепления генератора к планке и остальных гаек крепления
генератора.
При регулировке натяжения ремня необходимо иметь в
виду, что при недостаточном натяжении ремня на больших
оборотах двигателя вследствие пробуксовки он будет нагре-
ваться и это приведет к его износу и расслоению. В то же
время при чрезмерном натяжении ремня происходит ускорен-
ный износ подшипников жидкостного насоса и генератора, а
также ускоренное вытягивание и разрушение самого ремня.
Замасливание ремня удаляется после его снятия протир-
кой ручьев приводных шкивов и самого ремня тряпкой, слегка
смоченной в бензине.
Снятие и установка ремня привода водяного насоса и ге-
нератора производятся следующим образом. Для снятия рем-
ня необходимо ослабить крепления генератора, как описано
выше, прижать генератор с помощью монтажной лопатки к
блоку двигателя и снять освобожденный ремень со шкива.
Установку ремня производят в обратном порядке. После ус-
тановки ремня проверяют его натяжение и при необходимо-
сти производят регулировку натяжения.
При обрыве ремня производится установка нового ремня
и проверка его натяжения в описанном выше порядке.
Проверка электропривода вентилятора производится по
температуре охлаждающей жидкости, при которой происхо-
дят его включение и выключение. Температура замыкания
контактов устанавливаемого на изучаемых автомобилях дат-
чика включения электродвигателя вентилятора ТМ108 со-
ставляет 89...94°С. Если при данной температуре не проис-
ходит включения вентилятора или же он не отключается при
снижении температуры ниже 80°С, то необходимо найти и
устранить причину неисправности (устранить обрыв в элект-
рической цепи привода вентилятора, заменить неисправный
датчик или электродвигатель вентилятора).
Проверка действия термостата может производиться не-
посредственно на автомобиле. Для этого необходимо пус-
тить двигатель и ощупать рукой нижний бачок или нижний
патрубок радиатора. При исправном термостате бачок или
патрубок начинает прогреваться, когда температура охлаж-
дающей жидкости достигнет 80...90°С. При этом стрелка
указателя температуры в комбинации приборов должна на-
ходиться на расстоянии 3...4 мм от красной зоны шкалы или
располагаться между делениями 80... 100 мм на цифровом
указателе. Однако более просто и удобно производить про-
верку термостата (особенно термостата двигателя УЗАМ-412,
который не вмонтирован в закрытый штампованный кор-
пус, как на других двигателях), если снять его с двигателя.
Для этого снятый с двигателя термостат опускают в сосуд с
водой, нагревают в нем воду и определяют по термометру
температуру начального и полного открытия клапанов, а так-
же их ход.
Термостат считается исправным, если температура нача-
ла открытия основного клапана и его ход составляют соответ-
ственно 85...89°С и ход клапана не менее 8 мм — для двига-
телей ВАЗ-2108 и МеМЗ-245; 77...86°С и ход клапана не ме-
нее 6 мм — для остальных рассматриваемых двигателей.
При выходе контролируемых параметров за указанные
выше пределы термостат подлежит замене.
При поломке жидкостного насоса его снимают с двига-
теля, разбирают и восстанавливают его работоспособность
заменой вышедших из строя деталей либо заменяют на но-
вый.
Засорение воздушных проходов в сердцевине радиатора
определяется внешним осмотром и устраняется вначале про-
чисткой щеткой с длинным ворсом, промывкой сердцевины
струей воды со стороны двигателя, а затем продувкой сжа-
тым воздухом.
Загрязнения и накипь в рубашке охлаждения и в радиато-
ре значительно ухудшают теплоотдачу и вызывают поэтому
систематический перегрев двигателя. Для устранения этого
необходимо промыть систему охлаждения одним из специ-
альных составов, удаляющих накипь, в соответствии с тех-
нологией его применения, после чего промыть систему чис-
той водой и заправить охлаждающей жидкостью.
Переохлаждение двигателя может быть вызвано неисп-
равностью термостата (не закрывается основной клапан).
Необходимо проверить термостат способом, указанным
выше, и при необходимости заменить его. Работа двигателя
при низкой температуре охлаждающей жидкости приводит
к потере мощности и вызывает усиленное изнашивание де-
талей кривошипно-шатунного механизма вследствие ухуд-
шения условий смазки из-за конденсации паров топлива,
смывания масла со стенок цилиндров и разжижения масла в
картере.
При замене или ремонте вышедших из строя элементов
системы охлаждения необходимо полностью или частично
(например, при замене расположенных в верхней части дви-
гателя шлангов) слить из системы охлаждающую жидкость.
Для этого нужно отвернуть сливные пробки или краники и
открыть крышку расширительного бачка или радиатора. Слив
жидкости производится в чистую посуду, чтобы слитую
жидкость можно было использовать повторно.
Техническое обслуживание системы охлаждения. Еже-
дневно необходимо проверять натяжение ремня привода жид-
костного насоса и генератора, отсутствие подтеканий и кон-
тролировать уровень охлаждающей жидкости. Во время ра-
боты двигателя и сразу после его остановки уровень жидко-
сти повышен в связи с ее расширением при нагреве. Поэто-
му контроль уровня охлаждающей жидкости следует произ-
водить на холодном двигателе (желательно при температу-
ре около 20°С). Уровень охлаждающей жидкости должен
быть на автомобилях ВАЗ и ЗАЗ на 2...3 см выше риски с
отметкой «ХЗ» в расширительном бачке, на автомобилях
АЗЛК — на 5...10 мм выше соединительного шва расшири-
тельного бачка, а на автомобиле ИЖ-21251 находиться вблизи
наливной горловины радиатора.
В качестве охлаждающей жидкости в системах охлаж-
дения двигателей используются Тосол-А40 и Тосол-А65.
Эти жидкости представляют собой водные растворы Тосо-
ла-АМ, состоящего из этиленгликоля и комплекса различ-
ных присадок. В связи с тем, что температура кипения эти-
ленгликоля почти в два раза выше температуры кипения
воды, при эксплуатации автомобиля из охлаждающей жид-
кости в первую очередь испаряется вода. Поэтому для вос-
становления качества охлаждающей жидкости при отсут-
ствии ее утечек из системы охлаждения двигателя необхо-
димо доливать дистиллированную воду. Если же падение
уровня охлаждающей жидкости было вызвано ее утечкой,
то доливать следует охлаждающую жидкость той же мар-
ки, что была залита в двигатель. Поддержание необходи-
мого состава охлаждающей жидкости особенно важно в
условиях зимней эксплуатации, поскольку температура кри-
сталлизации Тосола зависит от концентрации его раствора.
Ниже приводятся данные о температурах кристаллизации
охлаждающей жидкости при различной концентрации в ней
Тосола.

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025uCoz