Приработка и испытание двигателя после
ремонта
Приработка — это процесс изменения макро- и микро-
геометрии, а также физико-механических свойств трущих-
ся поверхностей деталей механизма или агрегата с целью
подготовки его к восприятию эксплуатационных нагрузок.
Приработка является заключительным этапом ремонта дви-
гателя. На крупных ремонтных предприятиях, выполняю-
щих капитальный ремонт двигателей, их приработка и ис-
пытание после ремонта осуществляется на специальных ис-
пытательных стендах в три стадии: холодная приработка,
когда коленчатый вал двигателя принудительно приводит-
ся во вращение внешним источником энергии (обычно элек-
тродвигателем); горячая обкатка без нагрузки, когда обка-
тываемый двигатель работает самостоятельно; горячая при-
работка с нагрузкой, когда двигатель работает, преодоле-
вая сопротивление нагрузочного тормозного устройства
(электродвигатель, работающий в режиме генератора или
гидротормоз).
Холодная приработка двигателя производится на испы-
тательном стенде, оборудованном системой принудительной
циркуляции масла с его подогревом. Холодная приработка
производится при малых оборотах коленчатого вала в тече-
ние часа: 30 мин при частоте 450...500 мин–1 и 30 мин с по-
степенным увеличением частоты вращения коленчатого вала
двигателя до 900...950 мин–1.
После окончания холодной приработки отсоединяют от
двигателя систему принудительной циркуляции масла, за-
ливают масло в картер двигателя до нормального уровня и
производят горячую приработку (обкатку).
Горячая обкатка двигателя без нагрузки (на холостом
ходу) производится в течение 50...60 мин при постоянном
увеличении частоты вращения коленчатого вала от 900 до
1500...1600 мин–1 и более в зависимости от марки двигателя.
При этом проверяют подтекание охлаждающей жидкости,
топлива и масла через соединения трубопроводов и проклад-
ки, давление масла в смазочной системе, наличие стуков и
шумов в работе двигателя. При выявлении неисправностей
двигатель останавливают, производят их устранение, а за-
тем продолжают обкатку.
Горячая приработка двигателя под нагрузкой произво-
дится с дальнейшим постепенным увеличением оборотов, а
также нагрузки на двигатель в соответствии с рекомендуе-
мыми для данного двигателя режимами обкатки, с помо-
щью специального нагрузочного устройства при такой при-
работке постоянно увеличивают тормозной момент, и соот-
ветственно возрастает развиваемая двигателем мощность.
При отсутствии специального испытательного стенда
отремонтированный двигатель можно обкатать после его
установки на автомобиль.
Обкатка двигателя на автомобиле производится снача-
ла на холостом ходу в соответствии с приведенными выше
рекомендациями по горячей обкатке двигателя без нагруз-
ки. А затем двигатель обкатывается на пробеге 5000 км с
соблюдением рекомендуемых в инструкции по эксплуата-
ции максимальных скоростей движения на каждой переда-
че.
Необходимо учитывать, что после ремонта двигатель
имеет повышенное сопротивление вращению, поэтому в те-
чение его обкатки не рекомендуется доводить его работу до
максимальных режимов. В обкаточный период необходимо
более часто, чем при обычной эксплуатации, проверять от-
сутствие подтеканий охлаждающей жидкости, топлива и
масла, наличие посторонних шумов, а также контролиро-
вать давление масла и температуру охлаждающей жидкости
и оперативно устранять выявленные неисправности.
Замена масла в двигателе после ремонта осуществляется
в более короткие сроки — первая замена производится через
1000...2000 км пробега, а далее — в соответствии с рекомен-
дацией инструкции по эксплуатации данного автомобиля.