Система питания
Система питания карбюраторного двигателя
В карбюраторных двигателях в качестве топлива приме-
няют бензин. Бензин — это легкоиспаряющееся жидкое топ-
ливо, получаемое из нефти крекинг-процессом или прямой
перегонкой.
Бензин должен обладать определенными свойствами. К
основным свойствам бензина относятся удельный вес, теп-
лотворность, испаряемость и детонация. Кроме того, бен-
зин должен не вызывать коррозии металла и длительное вре-
мя сохранять свои свойства.
На склонности бензина к детонации следует остановить-
ся особо. При нормальных условиях сгорания рабочей смеси
давление в цилиндрах нарастает плавно. При применении
топлива качества более низкого, чем предусмотрено техни-
ческими характеристиками двигателя, и установке очень ран-
него момента зажигания часть смеси горит со скоростью до
2000 м/с, почти в 100 раз превышающей оптимальную. Та-
кое взрывчатое сгорание смеси называют детонацией. Склон-
ность бензина к детонации условно оценивается октановым
числом. Чем выше октановое число, тем бензин меньше
склонен к детонации. В современных автомобильных двига-
телях применяют бензины с октановыми числами от 72 до
98. Бензин с более высоким октановым числом применяют
для двигателей с более высокой степенью сжатия. Для сни-
жения склонности бензина к детонации в него добавляют
этиловую жидкость (ядовита в количестве до 1 см3 на 1 л!
топлива).
Рабочий процесс в цилиндрах двигателя протекает очень
быстро. Например, при частоте вращения коленчатого вала
2000 об/мин, каждый такт совершается за 0,015 с. Это мож-
но обеспечить лишь при скорости сгорания топлива 25—30
м/с. Однако горение жидкого топлива происходит гораздо
медленнее. Повысить скорость сгорания до оптимального
значения можно лишь при условии, что топливо будет раз-
мельчаться на мельчайшие частицы, испаряться и тщатель-
но перемешиваться с необходимым количеством воздуха.
Установлено, что для сгорания 1 кг топлива необходимо
15 кг воздуха. Такая смесь называется нормальной. Однако
при соотношении 1:15 полного сгорания топлива не проис-
ходит и часть его бесцельно теряется.
Для полного сгорания топлива необходим избыток воз-
духа и соотношение топлива к воздуху должно быть 1:18.
Такая смесь называется обедненной. Но в этом случае в ре-
зультате избытка воздуха происходят снижение скорости
сгорания топлива и, как следствие, потеря мощности двига-
теля. При увеличении соотношения более чем 1:18 скорость
сгорания смеси резко падает, что приводит к дальнейшему
падению мощности двигателя. И при соотношении 1:20 го-
рючая смесь в цилиндрах не воспламеняется, равно как и
при соотношении топлива к воздуху в смеси менее 1:6.
Для повышения мощности двигателя топливо должно
сгорать со скоростью наиболее близкой к оптимальной, а
это возможно при соотношении топлива и воздуха 1 : 1 3 .
Такая смесь называется обогащенной. Как было сказано ра-
нее, при таком составе смеси полного сгорания топлива не
происходит и снижается экономичность работы двигателя,
зато достигается его наибольшая мощность.
В работающем двигателе различают следующие режи-
мы работы:
• пуск холодного двигателя;
• работа на малой частоте вращения коленчатого вала
(режим холостого хода);
62
• работа при частичных (средних) нагрузках;
• работа при полных нагрузках;
• работа при резком увеличении нагрузки или частоты
вращения коленчатого вала (разгон).
Для всех этих режимов работы двигателя состав горю-
чей смеси должен быть разным.
Система питания двигателя предназначена для приготов-
ления и подачи к цилиндрам горючей смеси, а также для
обеспечения регулирования ее количества и состава.
Система питания карбюраторных двигателей включает в
себя:
• топливный бак;
• топливопроводы;
• топливные фильтры;
• топливный насос;
• карбюратор;
• воздушный фильтр;
• впускной коллектор;
• выпускной коллектор и трубопровод;
• глушитель шума выпуска отработавших газов.