Ремонт и техническое обслуживание
генератора
Неисправности генератора имеют следующие основные
признаки: отсутствует зарядный ток при работе двигателя,
понижена сила зарядного тока, не обеспечивающая необхо-
димого заряда аккумуляторной батареи, либо повышена сила
зарядного тока.
Отсутствие зарядного тока генератора работе дви-
гателя определяется по контрольным приборам (контрольной
лампе, амперметру, вольтметру) и может быть вызвано вы
ходом из строя ремня привода генератора, неисправностью
самого генератора (выходом из строя его щеточного узла,
загрязнением контактных колец, замыканием или обрывом
электрических цепей элементов генератора), а также неисп-
равностью цепи заряда аккумуляторной батареи.
Определение причины отсутствия зарядного тока гене-
ратора целесообразно производить в следующем порядке.
Сначала необходимо проверить состояние и натяжение рем-
ня привода генератора. Затем следует проверить вольтмет-
ром или пробником с отключенными дополнительными со-
противлениями регулируемое напряжение генератора. Для
этого вольтметр подключается к клемме «30» (или «+») ге-
нератора и к «массе» с соблюдением полярности, устанавли-
вается средняя частота вращения коленчатого вала двигате-
ля (примерно 2000 мин–1) и включаются основные потреби-
тели электроэнергии (дальний свет фар, отопитель, габарит-
ные огни). При этом величина напряжения должна быть в
пределах 13,7...14,5 В.
Если регулируемое напряжение генератора находится в
указанных пределах, то генератор исправен и нужно прове-
рять цепь заряда аккумуляторной батареи. В противном слу-
чае необходимо снять щеточный узел с регулятором напря-
жения, проверить состояние щеток (их износ, отсутствие за-
еданий в щеткодержателе) и отсутствие загрязнения контакт-
ных колец якоря генератора, а также надежность контактов
регулятора напряжения, и снова замерить напряжение. Если
это не даст результатов, то заменить регулятор напряжения
на заведомо исправный. Если после замены регулятора на-
пряжение не восстановится, то следует снять генератор с ав-
томобиля для более детальной проверки и замены вышед-
ших из строя элементов.
Пониженная сила зарядного тока проявляется в недо-
заряде аккумуляторной батареи на автомобиле, при этом
снижается накал ламп приборов освещения и изменяется
тембр звукового сигнала. Причинами пониженного заряд-
ного тока могут быть пробуксовка ремня привода генерато-
ра, нарушение работы щеточно-коллекторного узла (загряз-
нение коллектора, износ или заедание щеток), обрыв и меж-
дувитковое замыкание или обрыв в одной из фаз обмотки
статора, повреждение одного из диодов выпрямительного
блока.
Для определения и устранения неисправности нужно про-
верить натяжение ремня привода генератора, надежность кон-
тактов проводов, снять щеточный узел и проверить загряз-
ненность контактных колец, износ и отсутствие заедания ще-
ток. Если после принятых мер регулируемое напряжение ге-
нератора не восстановится, то генератор необходимо снять с
автомобиля для проверки и замены вышедших из строя эле-
ментов.
Повышенная сила зарядного тока вызывает перезаряд
аккумуляторной батареи, при этом стрелки контрольных при-
боров (амперметра, вольтметра) «зашкаливают» при боль-
ших оборотах двигателя, а электролит «кипит» и выплески-
вается из аккумуляторов. Причиной может быть неисправ-
ность регулятора напряжения либо аккумуляторной батареи.
В этом случае следует проверить регулируемое напряжение
генератора, как описано выше, и заменить неисправный ре-
гулятор напряжения либо вышедшую из строя аккумулятор-
ную батарею.
Ремонт генератора состоит в проверке его технического
состояния, разборке, проверке состояния его деталей и сбор-
ке.
Проверка технического состояния генератора, снятого с
автомобиля, производится на специальном контрольно-ис-
пытательном стенде, оборудованном электроприводом, обес-
печивающим плавное изменение частоты вращения ротора
генератора в пределах от 0 до 5000 мин–1, вольтметром со
шкалой 0...30 В, амперметром со шкалой 0...60 А, тахомет-
ром и нагрузочным реостатом, рассчитанным на ток до 60 А.
Схема для проверки генератора на стенде приведена на
рис. 197. Проверка на стенде заключается в определении ми-
нимальной частоты вращения ротора генератора, при кото-
рой достигается напряжение 12,5 В без нагрузки и с нагруз-
кой, а также в проверке величин тока нагрузки и регулируе-
мого напряжения.
Проверка регулируемого напряжения генератора произ-
водится при разомкнутом выключателе (5) и замкнутых
выключателях (3), (6) и (8). Напряжение источника постоян-
ного тока (батареи) должно быть в пределах 12,2...12,6 В.
Измерение регулируемого напряжения производится по
вольтметру (2) при частоте вращения ротора 3500 мин–1 и токе
нагрузки, устанавливаемом реостатом (9), 16 А. Величина
регулируемого напряжения при этом должна быть в преде-
лах 13,7...14,5 В. В противном случае следует заменить ре-
гулятор напряжения на заведомо исправный и продолжить
проверку. Если и в этом случае регулируемое напряжение
окажется меньше 13,7 В, то следует разобрать генератор и
проверить его обмотки и диоды.
Разборка генератора производится в определенной после-
довательности:
• отвернуть крепления и снять щеткодержатель вместе
с регулятором напряжения;
• вынуть стяжные болты и снять крышку генератора вме-
сте со статором;
• отсоединить фазные обмотки статора от выводов на
выпрямительном блоке и извлечь его крышки;
• отвернуть гайку крепления шкива вентилятора и съем-
ником снять шкив с вала ротора;
• снять при помощи съемника переднюю крышку гене-
ратора (со стороны шкива);
• при необходимости замены переднего подшипника от-
вернуть винты его держателя и выпрессовать подшип-
ник из крышки при помощи съемника.
Сборка генератора производится в обратной последова-
тельности.
Проверка состояния деталей генератора включает в себя
проверку обмотки возбуждения ротора, проверку обмоток ста-
тора, проверку диодов выпрямительного блока.
531
Проверка обмотки возбуждения ротора производится при
помощи омметра. Для этого, подсоединив его щупы к кон-
тактным кольцам якоря, нужно проверить отсутствие обрыва
или замыканий в обмотке возбуждения по величине сопро-
тивления.
Обрыв в обмотке возбуждения можно определить также
при помощи индикатора (контрольной лампы), подключив
через него к контактным кольцам аккумуляторную батарею.
Данная проверка может быть выполнена и без снятия генера-
тора с автомобиля, после снятия с генератора щеточного узла.
Проверка обмоток статора на обрыв и короткое замыка-
ние производится с помощью индикатора и источника пита-
ния (аккумуляторной батареи), как показано на рис. 198. Про-
верка обмоток статора на межвитковое замыкание произво-
дится омметром. При исправных обмотках сопротивление всех
фазных обмоток статора должно быть одинаковым (разница
не более 10%).
Проверка диодов выпрямительного блока производится
при помощи индикатора (лампы мощностью 1...5 Вт) и акку-
муляторной батареи. Исправный диод пропускает ток только
в одном направлении. Неисправный может либо вообще не
пропускать ток (обрыв цепи), либо пропускать ток в обоих
направлениях (короткое замыкание). В случае повреждения
одного из диодов выпрямительного блока необходимо заме-
нять целиком выпрямительный блок в сборе.
Короткое замыкание диодов выпрямительного блока мож-
но проверить, не снимая генератора с автомобиля, предвари-
тельно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и ге-
нератора и вывод регулятора напряжения от клеммы «30»
(клеммы «+») и генератора. Проверить можно омметром или
с помощью индикатора и аккумуляторной батареи, как пока-
зано в инете. Если при проверке по этой схеме контрольная
лампа горит, то в одном или нескольких диодах имеется за-
мыкание. Если лампа горит при проверке по схемам, пока-
занным в инете, то замыкание имеется соответственно в
одном или нескольких «отрицательных» или «положительных»
диодах. В любом случае дефектный выпрямительный блок
подлежит замене.