Обслуживание АВТОМОБИЛЯ 2
Тосол
Температуры кристаллизации охлаждающей жидкости,
°С при соотношениях массы Тосола-AM и дистиллирован-
ной воды в %:
100 и 0
-21,5
80 и 20
-45
70 и 30
-49
65 и 35
-65
60 и 40
-52
56 и 44
-40
50 и 50
-35,3
40 и 60
-24
Из приведенных данных видно, что излишняя концент-
рация Тосола повышает температуру его кристаллизации так
же, как и слишком малая его концентрация.
В связи с этим при сезонном обслуживании автомобиля
при подготовке его к зимней эксплуатации рекомендуется
проверять плотность охлаждающей жидкости при помощи
плотномера. Плотность охлаждающей жидкости Тосол-А40
463
должна составлять 1,075...1,085 г/см3, и для Тосола-А65 —
1,085... 1,095 г/см3. В случае несоответствия плотности до-
ливают либо концентрированный Тосол-АМ, либо дистил-
лированную воду.
Совершенно недопустимо попадание в охлаждающую
жидкость нефтепродуктов, так как это вызывает резкое вспе-
нивание жидкости, в результате чего двигатель будет пере-
греваться и может произойти выброс охлаждающей жидко-
сти из радиатора или расширительного бачка. Охлаждаю-
щие жидкости Тосол-А40 и Тосол-А65 имеют температуру
кристаллизации соответственно –40 и –65° С и температуру
кипения при атмосферном давлении около 108°С. При ука-
занных отрицательных температурах жидкость превращает-
ся не в лед, а в густую массу, которая не вызывает повреж-
дения радиатора и блока цилиндров двигателя. Эти жидко-
сти не склонны к вспениванию, отложению накипи и испа-
рению, но являются ядовитыми. При попадании их в орга-
низм человека может произойти тяжелое отравление, поэто-
му их нельзя отсасывать ртом через шланг. После работы с
ними надо хорошо мыть руки с мылом. Не следует допус-
кать попадания жидкости на окрашенную поверхность кузо-
ва во избежание порчи окраски. Хранить жидкость можно в
закупоренной чистой стеклянной, пластмассовой или желез-
ной, но не оцинкованной посуде.
Для всех двигателей, эксплуатируемых в южных регио-
нах страны круглогодично, а в районах средней полосы и
Севера в теплое время года, при необходимости допускается
заливать в систему охлаждения чистую мягкую воду, а еще
лучше дистиллированную. Для этого из системы охлажде-
ния сливают низкозамерзающую жидкость, заливают до
полного уровня воду, пускают двигатель и прогревают его
до нормальной температуры (80...90°С). Затем останавлива-
ют двигатель, сливают воду и окончательно заправляют си-
стему чистой водой. Следует, однако, иметь в виду, что при-
менение даже мягкой воды способствует образованию наки-
пи на внутренних поверхностях рубашки охлаждения. По-
464
этому целесообразно при наливке в систему охлаждения
воды, и особенно жесткой, добавлять в нее препарат «Анти-
накипин». Применять воду в системах охлаждения с алюми-
ниевыми радиаторами не рекомендуется во избежание окис-
ления трубок.
Через 60 000 км пробега или через два года Тосол надо
менять. Замена охлаждающей жидкости двигателя произво-
дится в следующем порядке: снять пробку заливной горло-
вины расширительного бачка, открыть кран отопителя сало-
на кузова, вывернуть сливные пробки радиатора и блока
цилиндров и слить охлаждающую жидкость в посуду. Уда-
лить остатки жидкости из расширительного бачка. Затем надо
залить в систему чистую воду, дать двигателю поработать
3-4 мин, слить воду и залить Тосол. При снижении уровня
жидкости за счет ее испарения надо доливать дистиллиро-
ванную воду.
Для заполнения системы охлаждающей жидкостью че-
рез расширительный бачок на двигателе ВАЗ-2106 необхо-
димо отворачивать специальную пробку (рис. 194) и снимать
подводящий шланг отопителя кузова для более полного
выхода воздуха из системы. После завертывания пробки и
присоединения шланга жидкость доливают до установлен-
ного уровня в расширительном бачке.
Рис. 194. Расположение пробки (1) для удаления воздуха из
системы охлаждения двигателя ВАЗ-2106
465
При заполнении охлаждающей жидкостью системы
охлаждения двигателя УЗАМ-412 производится удаление воз-
духа из системы путем выпуска его через разъемный верх-
ний отводящий шланг радиатора отопителя.
Ремонт и техническое обслуживание
смазочной системы
Неисправности смазочной системы. Основными неисп-
равностями смазочной системы являются подтекание масла
в соединениях, повышенное или пониженное давление мас-
ла либо полное его отсутствие, повышенный расход масла,
а также нарушение работы системы вентиляции картера дви-
гателя.
Подтекание масла обнаруживается внешним осмотром
двигателя и по масляным пятнам на месте стоянки автомо-
биля. Неисправность устраняется подтягиванием крепежных
элементов соединений.
Повышенное давление масла может являться следстви-
ем применения несоответствующего масла, имеющего боль-
шую, чем требуется, вязкость, загрязнения маслопроводов
и заедания редукционного клапана в закрытом положении.
Нормальное давление масла на прогретом двигателе (темпе-
ратура масла примерно 80° С) при максимальной частоте вра-
щения коленчатого вала должно быть не более 0,35...0,45
МПа (3,5...4,5 кгс/см2). Давление контролируется по указа-
телю на щитке приборов или красной контрольной лампе,
загорающейся при уменьшении давления ниже минималь-
ной нормы.
Пониженное давление масла может быть вызвано его
разжижением, наличием большого износа коренных и ша-
тунных подшипников коленчатого вала и шестерен насоса,
неплотным закрытием редукционного клапана или его зае-
данием в открытом положении.
466
Нормальное давление масла при минимальных оборотах
холостого хода должно быть не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см2) —
у двигателя ВАЗ-2108, 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) — у двигателя
МеМЗ-245 и 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) — у остальных рассмат-
риваемых двигателей. При более низком давлении необходи-
мо определить и устранить причину его снижения.
Полное отсутствие давления масла является следстви-
ем неисправности масляного насоса или его привода. В час-
тности, на двигателях ВАЗ-2105 и -2106 причиной прекра-
щения работы масляного насоса может быть нарушение
шлицевого соединения вала привода насоса и шестерни при-
вода ввиду ее изнашивания.
В случае внезапного падения давления или его отсутствия
надо немедленно заглушить двигатель и проверить уровень
масла. Если уровень нормальный, следует вывернуть дат-
чик указателя давления и стартером вращать коленчатый вал;
выбивание при этом сильной струи масла указывает на не-
исправность датчика, который следует заменить. Отсутствие
струи масла свидетельствует о полном прекращении его по-
дачи. В этом случае необходимо проверить исправность мас-
ляного насоса и его привода.
Движение автомобиля своим ходом при полном отсут-
ствии давления масла по показаниям указателя давления
масла или при горящей контрольной лампе давление масла
допускается лишь в том случае, если точно установлено,
что это вызвано неисправностью самого контрольного при-
бора (лампы) или его датчика. При невозможности опреде-
ления и устранения неисправности, вызвавшей полное па-
дение давления масла в пути, следует отбуксировать авто-
мобиль с неработающим двигателем на станцию техничес-
кого обслуживания. Необходимо помнить, что даже крат-
ковременное движение автомобиля своим ходом при от-
сутствии давления масла приведет к серьезным поломкам
двигателя (поворот вкладышей, заклинивание коленчатого
и распределительного валов), которые потребуют крупного
его ремонта.