Понедельник, 16.06.2025, 01:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 

РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРИБОРОВ
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ


Основными неисправностями системы электрооборудо-
вания автомобиля являются обрыв электрических цепей
вследствие нарушения контактов в электрических соедине-
ниях (ослабления их креплений, окисления контактирующих
поверхностей), обрыва проводников или перегорания предох-
ранителей, замыкание цепей из-за нарушения изоляции про-
водников, а также выход из строя отдельных элементов си-
стемы (лампочек осветительных приборов, датчиков конт-
рольно-измерительных приборов, реле и пр.). Устранение
указанных неисправностей в большинстве случаев заключа-
ется в определении (при помощи индикатора или тестера)
мест обрыва или замыканий электрических цепей и в их вос-
становлении путем подтяжки ослабленных контактных со-
единений, зачистки их от окисления, устранения обрывов
или замыканий проводов, а также замены вышедших из строя
элементов.
Электрические цепи электрооборудования автомобиля за-
щищены предохранителями, поэтому при проверке исправ-
ности той или иной электрической цепи в первую очередь
необходимо проверить, не перегорел ли предохранитель, за-
щищающий данную цепь.
Значительная часть элементов системы электрооборудо-
вания автомобиля не подлежит ремонту и практически не
нуждается в техническом обслуживании в течение всего сро-
ка службы, за исключением поддержания их в чистоте и обес-
печения надежного контакта в соединениях.
Неисправности и техническое обслуживание
аккумуляторной батареи
Неисправности аккумуляторной батареи. Срок служ-
бы аккумуляторной батареи при правильной ее эксплуата-
ции и своевременном уходе составляет примерно 3-4 года
или 75 000... 100 000 км пробега автомобиля, а при малых
годовых пробегах может увеличиваться до 6 лет. При нару-
шении правил эксплуатации и хранения батарей указанные
сроки могут значительно сокращаться. Особенно сильно на
техническом состоянии аккумуляторных батарей сказыва-
ются загрязнение электролита, работа и хранение при по-
вышенной температуре электролита и низком его уровне,
нарушение режима заряда батареи на автомобиле, заливка
электролита повышенной плотности (это особенно часто
бывает, если вместо дистиллированной воды в аккумуля-
торы добавляют электролит). Перечисленные причины вы-
зывают такие наиболее часто встречающиеся неисправнос-
ти, как повышенный саморазряд, короткое замыкание раз-
ноименных пластин и сульфатация пластин. Указанные
неисправности приводят к снижению емкости батареи, па-
дению ее ЭДС и напряжения под нагрузкой. Основными
признаками указанных неисправностей аккумуляторной
батареи являются замедленное вращение коленчатого вала
двигателя стартером при пуске (при сильном разряде бата-
реи стартер может вообще не проворачивать коленчатый
вал), а также тусклый свет ламп и ослабленный звуковой
сигнал. Кроме того, в процессе эксплуатации батареи про-
исходит окисление полюсных штырей и наконечников
(клемм) проводов, которое является наиболее частой при-
чиной нарушения нормальной работы стартера при пуске
двигателя, а также возможно появление трещин в корпусе,
вызывающих подтекание электролита, определяемое визу-
ально.
Следует однако иметь в виду, что нарушение нормаль-
ной работы стартера при пуске двигателя может быть вызва-
но не только неисправностью аккумуляторной батареи, но
также и неисправностью самого стартера или его втягиваю-
щего реле, либо других элементов системы пуска двигате-
ля.
Повышенный саморазряд аккумуляторной батареи при
ее эксплуатации и хранении может быть вызван следующи-
ми причинами: внутреннее короткое замыкание; загрязне-
ние поверхности батареи; применение для доливки обычной
(недистиллированной) воды, содержащей щелочи и соли; по-
падание внутрь аккумуляторов металлических частиц и дру-
гих веществ, способствующих образованию гальванических
пар. Саморазряд батареи неизбежен и возникает вследствие
образования в активной массе пластин местных токов. Эти
токи появляются за счет возникновения ЭДС между окисла-
ми активной массы и решеткой пластин. Кроме того, при
длительном хранении электролит в аккумуляторе отслаива-
ется и плотность электролита в нижних слоях становится
больше, чем в верхних. Это приводит к появлению разности
потенциалов и возникновению уравнительных токов на по-
верхности пластин. Нормальный саморазряд исправной, пол-
ностью заряженной, необслуживаемой батареи составляет
0,2...0,3% в сутки.
Короткое замыкание разноименных пластин в отдель-
ных аккумуляторах сопровождается «кипением» в них элек-
тролита и снижением емкости и напряжения аккумуля-
торной батареи. Причинами этих явлений могут быть раз-
рушение сепараторов, коробление пластин и выпадение из
них активной массы, что в свою очередь может являться
следствием систематического перезаряда батареи на авто-
мобиле и повышенной ее вибрации из-за ослабления креп-
лений.
При коротком замыкании пластин внутри аккумулятор-
ной батареи она подлежит замене.
Сульфатация пластин связана с образованием на них
крупнокристаллического сернокислого свинца в виде белого
налета. При этом увеличивается электрическое сопротивле-
ние аккумуляторов. Крупные кристаллы сульфата свинца за-
крывают поры активной массы, препятствуя проникновению
электролита и формированию активной массы при заряде.
Вследствие этого активная поверхность пластин уменьшает-
ся, вызывая снижение емкости батареи. Признаком сульфа-
тации пластин является то, что при заряде батареи быстро
повышаются напряжение и температура электролита и про-
исходит бурное газовыделение («кипение»), а плотность элек-
тролита при этом повышается незначительно. При последу-
ющем разряде и особенно при включении стартера батарея
быстро разряжается из-за малой емкости. Основные причи-
ны, вызывающие сульфатацию: разряд батареи до величи-
ны ЭДС, меньшей 10,5 В, оголение пластин вследствие по-
нижения уровня электролита, длительное хранение батареи
без подзаряда (особенно разряженной), слишком большая
плотность электролита, продолжительное пользование стар-
тером при пуске двигателя.
Незначительная сульфатация пластин может быть уст-
ранена проведением восстановительного заряда батареи. При
значительной сульфатации пластин и невозможности вслед-
523
ствие этого нормальной эксплуатации аккумуляторной бата-
реи она подлежит замене.
Окисление полюсных штырей приводит к увеличению со-
противления во внешней цепи и даже к прекращению тока.
Для устранения неисправности надо снять со штырей нако-
нечники проводов (клеммы), зачистить штыри и клеммы до
металлического блеска и укрепить последние на штырях.
После этого штыри и клеммы снаружи смазать тонким сло-
ем технического вазелина ВТВ-1 или другой кислотостой-
кой консистентной смазки.
Подтекание электролита через трещины в корпусе бака
обнаруживается путем осмотра. Трещины чаще всего появ-
ляются вблизи выводов батареи из-за неаккуратного демон-
тажа клемм проводов, а также могут возникать при меха-
нических повреждениях корпуса (обычно при авариях). Не-
большую трещину в пластмассовом корпусе батареи мож-
но заделать, заплавив ее куском полиэтилена при помощи
паяльника, или, положив на трещину несколько слоев по-
лиэтиленовой пленки, заплавить ее через лист плотной бу-
маги. При значительном повреждении корпуса батарея под-
лежит замене. При вынужденной временной эксплуатации
батареи с трещиной необходимо периодически добавлять в
неисправный отсек корпуса электролит, а не дистиллиро-
ванную воду.
Заряд аккумуляторной батареи в целях обеспечения его
наибольшей полноты, а также повышения срока службы ба-
тареи рекомендуется производить при постоянной величине
зарядного тока, численно равной 0,05 С20 с применением спе-
циальных зарядных устройств. Заряд батареи считается пол-
ным, если напряжение на ее выводах остается постоянным в
течение 2 ч, при этом во всех аккумуляторах должно наблю-
даться бурное газовыделение («кипение»). Плотность элект-
ролита после окончания заряда во всех аккумуляторах бата-
реи не должна различаться более чем на 0,01 г/см3. При не-
обходимости следует произвести коррекцию плотности элек-
тролита.
Восстановительный цикл заряда-разряда батареи про-
водится для восстановления ее емкости, снизившейся в ре-
зультате сульфатации ее пластин или загрязненности элект-
ролита. Для этого из разряженной током 0,1С20 до 10,2 В
батареи нужно слить старый электролит, промыть ее дис-
тиллированной водой и, залив в нее электролит понижен-
ной плотности 1,1 г/см3, зарядить ее малым током, равным
0,02 С20 до появления признаков окончания заряда (стабили-
зация плотности электролита и ЭДС, «кипение» электроли-
та). После этого слить из батареи электролит пониженной
плотности, залить электролит нормальной плотности и пол-
ностью зарядить батарею током 0,05 С20, как описано выше.
Для полного слива электролита или промывочной дистил-
лированной воды батарею следует выдерживать в перевер-
нутом вниз отверстиями положении каждый раз в течение
5...10 мин.
Вышеописанный восстановительный цикл целесообраз-
но совместить с контрольным циклом заряда-разряда, изме-
рив при разряде батареи ее фактическую емкость. Это позво-
лит точно определить техническое состояние батареи и избе-
жать излишней потери времени на проведение длительного
восстановительного заряда в случае непригодности батареи
к дальнейшему использованию (при фактической емкости
менее 40%).
При заряде батареи происходит выделение вредных для
здоровья и взрывоопасных газов, поэтому заряд батареи сле-
дует производить в отдельном, хорошо проветриваемом по-
мещении, не допуская появления в непосредственной бли-
зости от батареи открытого огня или искр (например, при
сварке и т.п.).
Техническое обслуживание аккумуляторной батареи.
Срок службы и исправность аккумуляторной батареи во мно-
525
гом зависят от своевременного обслуживания и правильно-
го ухода за ней. Батарея должна содержаться в чистоте, так
как загрязнение ее поверхности приводит к повышенному
саморазряду. При техническом обслуживании надо проте-
реть поверхность батареи 10%-ным раствором нашатырного
спирта или кальцинированной соды, после чего вытереть
чистой сухой ветошью.
Во время заряда в результате химической реакции выде-
ляются газы, значительно повышающие давление внутри ак-
кумуляторов. Поэтому вентиляционные отверстия в проб-
ках нужно периодически прочищать тонкой проволокой. Учи-
тывая, что при работе батареи образуется гремучий газ (смесь
водорода с кислородом), нельзя осматривать батарею при
открытом огне.
Необходимо периодически проверять уровень электролита
и его плотность, а при необходимости производить полную
проверку батареи в целях более точного определения ее со-
стояния и пригодности к дальнейшей эксплуатации.
Для длительного хранения батарею необходимо снять с
автомобиля, полностью зарядить и хранить в заряженном
состоянии в сухом месте при температуре не выше 0°С и
не ниже минус 30°С, имея в виду, что чем ниже темпера-
тура электролита, тем меньше саморазряд. Каждые 3 ме-
сяца следует контролировать заряженность батареи по плот-
ности электролита и при необходимости производить ее
подзаряд.
При хранении батареи непосредственно на автомобиле
следует отсоединить провода от полюсных штырей (если от-
сутствует специальный выключатель). Надо помнить, что
температура замерзания электролита плотностью 1,1 г/см3 —
минус 66°С. Замерзание электролита приводит к разруше-
нию и короблению пластин, появлению трещин в баке и
выходу из строя аккумуляторов батареи.
При наличии белого или зеленоватого налета на выводах
526
батареи и клеммах проводов необходимо снять клеммы и
удалить налет влажной тряпкой, зачистить контакты до ме-
таллического блеска металлической щеткой или шлифоваль-
ной шкуркой и после установки клемм нанести на их поверх-
ности тонкий слой смазки ВТВ-1 или другой кислотостой-
кой консистентной смазки. При снятии клемм не следует
прикладывать чрезмерных усилий или делать это при помо-
щи ударов, так как это может привести к поломке ее выво-
дов или появлению трещин на крышке и выходу батареи из
строя. Для легкого снятия клемм с выводов следует отпус-
тить стяжной болт крепления клеммы и раздвинуть ее щеч-
ки при помощи отвертки.

 

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025uCoz