Понедельник, 16.06.2025, 20:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Техническое обслуживание
генератора.

При обслуживании
генератора следует обратить внимание на его чистоту. Не
допускается работа генератора с отсоединенной от зажима
«+» аккумуляторной батареей, так как при этом возникают
кратковременные перенапряжения на зажиме «+» генера-
тора, которые могут вызвать повреждение регулятора на-
пряжения и электронных устройств и бортовой сети авто-
мобиля.
Ежедневно следует контролировать работу генератора по
приборам.
Через 10 000...15 000 км пробега подтягивают крепления
генератора на двигателе. Проверяют и при необходимости
регулируют натяжение приводного ремня.
Через 60 000 км пробега нужно снять генератор, разоб-
рать, очистить и протереть все детали, продуть сжатым воз-
духом внутренность корпуса и крышек, проверить состояние
контактных колец и щеток. При необходимости кольца надо
зачистить мелкозернистой шкуркой или проточить, а щетки
заменить вместе со щеткодержателем, если они выступают
из щеткодержателя менее чем на 5...8 мм.
Ремонт и техническое обслуживание стартера
Неисправности стартера. К основным неисправностям
стартера относятся ослабление крепления подводящих прово-
дов, изнашивание или загрязнение щеток и коллектора, окис-
ление контактов выключателя, обрыв или замыкание в об-
мотках, изнашивание деталей муфты свободного хода и зубь-
ев шестерни. Эти неисправности приводят к тому, что стар-
тер не работает совсем, не развивает нужные частоту враще-
ния и мощность, при включении якорь стартера вращается, а
коленчатый вал неподвижен, создается сильный шум при
включении и работе стартера.
При включении стартер не работает совсем, характер-
ных щелчков тягового реле не прослушивается. Для выявле-
ния причин нужно включить фары и стартер. Если при вклю-
чении стартера накал ламп не будет изменяться, это указыва-
ет на плохой контакт или обрыв в цепях вспомогательного
реле либо в цепи основного рабочего тока стартера.
Если накал ламп сильно уменьшается, то вероятной при-
чиной может быть плохое состояние аккумуляторной батареи
или нарушение контакта в ее клеммных соединениях, а также
неисправность электродвигателя стартера. Места плохого кон-
такта в электрических цепях и обрыва определяются последо-
вательным подключением контрольной лампы в указанных
электрических цепях. При необходимости надо проверить сте-
пень заряженности аккумуляторной батареи. Если при вклю-
чении стартера прослушиваются характерные щелчки, это оз-
начает, что тяговое реле исправно.
При включении стартера коленчатый вал проворачива-
ется очень медленно. Наиболее частыми причинами этого
являются недостаточная заряженность аккумуляторной бата-
реи, окисление и (или) ослабление креплений контактов рабо-
чей электрической цепи стартера или пробуксовка (провора-
чивание) роликовой муфты свободного хода. При исправной
аккумуляторной батарее стартер необходимо снять для про-
верки и устранения неисправностей.
При включении стартера якорь вращается, а маховик не-
подвижен. Причинами этой неисправности могут быть про-
буксовка муфты свободного хода, выпадение оси или полом-
ка рычага муфты, поломка поводкового кольца муфты или
буферной пружины.
Сильный шум при включении и работе стартера возмо-
жен при ослаблении его крепления, обрыве удерживающей
обмотки втягивающего реле, поломке зубцов шестерни при-
вода и венца маховика.
Сильный шум после пуска двигателя означает, что стар-
тер не выключается. Необходимо быстро заглушить двига-
тель, отключить аккумуляторную батарею, проверить креп-
ление стартера, а при необходимости снять его и проверить
состояние зубцов шестерни привода и обмоток втягивающего
реле (замыкание).
Ремонт стартера включает в себя проверку работоспособ-
ности на стенде, разборку, проверку деталей и сборку.
Проверка стартера производится на специальном стенде
в режиме холостого хода и под нагрузкой. Электрическая схе-
Соединительные провода к батарее и амперметру должны
иметь сечения не менее 16 мм2. При подводимом напряже-
нии 12 В стартер должен на холостом ходу потреблять ток в
пределах 70...85 А (в зависимости от модели), а частота вра-
щения якоря должна быть в пределах 5000±500 мин–1.
Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вра-
щения, а также шум во время работы свидетельствуют об
электрических или механических неисправностях. Уменьшен-
ный потребляемый ток и пониженная частота вращения яко-
ря при нормальном напряжении на клеммах стартера свиде-
тельствуют о нарушении контактов в соединениях проводов
или в щеточном узле (износ, заедание щеток, загрязнение
коллектора).
Для испытания стартера под нагрузкой в режиме полного
торможения на шестерню привода надевают зажимное при-
способление с рычагом, соединенное с динамометром, и оп-
ределяют тормозной момент. Для этого производится крат-
ковременное (не более 4-5 с, чтобы не перегреть и не повре-
дить обмотки стартера) включение стартера и измерение раз-
виваемого им усилия по шкале динамометра. При умноже-
нии измеренной динамометром величины усилия на длину
плеча рычага определяют развиваемый стартером крутящий
момент, который должен соответствовать паспортным дан-
ным стартера.
Разборка стартера производится в следующем порядке:
• отсоединить от втягивающего реле (см. рис. 201) вы-
вод катушки возбуждения и снять его, отсоединив от
крышки;
• вывернуть стяжные болты (у стартера автомобиля ВАЗ-
2109 предварительно сняв кожух), снять крышку со
щетками и вынуть щетки из щеткодержателей со сто-
роны коллектора;
• разъединить корпус с передней крышкой и вынуть
якорь в сборе с муфтой свободного хода;
• снять муфту свободного хода, для чего необходимо
сдвинуть ограничительное кольцо в сторону привода
и удалить из проточки вала якоря стопорное кольцо.
После разборки все детали следует промыть и продуть
сжатым воздухом и произвести их проверку.
Проверка деталей стартера на замыкание производится
при помощи индикатора и источника питания или автотесте-
ра, как показано на рис. 202. При обнаружении замыкания по
загоранию лампы индикатора дефектная деталь подлежит за-
мене.
Якорь стартера не должен иметь механических повреж-
дений шлицев и повышенного износа коллектора. При зна-
чительной шероховатости и износе коллектора его прота-
чивают и зачищают мелкозернистой шлифовальной шкур-
кой.
Замкнутые катушки возбуждения можно заменить, от-
вернув при помощи пресс-отвертки винты их крепления к
корпусу стартера. При заворачивании винтов при сборке их
головки зачеканивают во избежание самопроизвольного от-
ворачивания.
Муфта свободного хода проверяется по проворачиванию
ее шестерни на ступице: шестерня должна свободно прово-
рачиваться относительно ступицы в одну сторону и не про-
ворачиваться в другую сторону. Зубья шестерни не должны
иметь следов выкрашивания и сколов. Небольшие забоины
на заходной части шестерни можно удалить шлифовкой мел-
козернистым шлифовальным кругом.
Крышки стартера не должны иметь сколов и трещин,
изношенные втулки вала якоря перепрессовываются.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержа-
телях и при повышенном износе их необходимо заменить.
Высота щеток должна быть не менее 9 мм у стартера авто-
мобиля ЗАЗ-1102 и не менее 12 мм — у стартеров остальных
легковых автомобилей.
Сборка стартера осуществляется в порядке, обратном
разборке. Винтовые шлицы вала якоря при сборке необходи-
мо смазать моторным маслом, а втулки якоря и шестерню
привода — смазкой Литол-24. При сборке осуществляется
регулировка осевого перемещения вала якоря подбором ко-
539
личества и толщины регулировочных шайб, устанавливае-
мых на передней или задней (в зависимости от конструкции
стартера) шейках вала якоря. После сборки проверяют пра-
вильность регулировки привода по расстоянию между тор-
цом шестерни муфты свободного хода и ограничительным
кольцом ее хода.
Техническое обслуживание стартера заключается в пе-
риодической подтяжке креплений проводов и очистке наруж-
ных поверхностей от загрязнений.
Для обеспечения надежной работы стартера рекоменду-
раньше, снимать его с автомобиля для очистки и проверки
состояния его деталей и смазки. При этом производится за-
чистка коллектора и при необходимости замена изношен-
ных щеток, а также регулировка привода и осевого переме-
щения вала якоря.
Основные неисправности и техническое
обслуживание приборов освещения
и контрольно-измерительных приборов
Основные неисправности приборов освещения. К ним
относят перегорание нитей и потемнение колбы ламп, по-
тускнение и загрязнение поверхности отражателя, загрязне-
ние и трещины рассеивателя, снижение светотехнических ха-
рактеристик и разрегулировка световых пучков фар, окисле-
ние и разрушение контактов в электрических соединениях
из-за попадания влаги.
Отклонение в регулировке фар и недостаточная сила их
света значительно снижают качество освещения дороги. Не-
ется через каждые 45 000 км пробега, а при необходимости и
правильная регулировка фар (пучок света направлен вверх и
влево или слишком вниз) приводит к ослеплению водите-
лей встречных автомобилей или сокращению длины осве-
щаемого участка дороги. Особенно внимательно надо отно-
ситься к регулированию фар на автомобилях, оборудован-
ных фарами с галогенными лампами, так как эти фары силь-
но ослепляют водителей при встречном разъезде в случае
неправильной их регулировки.
Одной из причин снижения светотехнических характе-
ристик приборов освещения может быть заниженная ре-
гулировка регулятора напряжения или повышенное сопро-
тивление цепи питания фар и других осветительных при-
боров. Падение напряжения в цепи питания фар не долж-
но превышать 0,5 В для 12-вольтовых систем электрообо-
рудования. Повышенная регулировка регулятора напряже-
ния вызывает сокращение срока службы ламп и увеличи-
вает опасность ослепления водителей встречных автомо-
билей.
Техническое обслуживание приборов освещения. Опти-
ческий элемент является основным узлом фары, поэтому за
ним требуется особенно тщательный уход. При попадании
внутрь оптического элемента пыли и грязи сила света сни-
жается. Если на зеркало отражателя осело значительное ко-
личество пыли, не следует удалять эту пыль, протирая зер-
кало тканью через горловину. В этом случае внутреннюю
часть элемента нужно промыть водой и затем высушить на
воздухе.
Если рассеиватель (стекло) треснул или разбился, его
нужно немедленно сменить, так как иначе зеркало отража-
теля будет повреждено пылью и грязью, набившимися че-
рез трещины.
При разборке и сборке оптического элемента запрещает-
ся прикасаться рукой к зеркалу отражателя.
Для замены лампы, вставляемой с тыльной стороны от-
ражателя, следует снять карболитовый патрон, предваритель-
но нажав на него и повернув в левую сторону. После этого,
не вынимая лампы, удалить пыль с ее цоколя и фланца и
затем заменить лампу.
При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль
не попала внутрь оптического элемента. Зажимы и штекер-
ные соединения рекомендуется смазывать снаружи смазкой
Литол-24.
Основные неисправности контрольно-измерительных
приборов. К основным неисправностям спидометра относят
неправильное показание скорости движения автомобиля из-
за разрегулировки скоростного узла, колебание стрелки спи-
дометра, заедание барабанчиков счетного узла. Перед устра-
нением этих неисправностей необходимо проверить исправ-
ность гибкого вала привода спидометра: не ослабло ли креп-
ление гаек, соединяющих гибкий вал со спидометром и с
коробкой передач, и не оборван ли трос. В случае обрыв тро-
са необходимо установить причины обрыва. Одной из при-
чин обрыва троса может быть заедание в спидометре. Для
проверки этого присоединяют конец гибкого вала к спидо-
метру и медленно проворачивают рукой свободный конец
троса. При этом не должно быть никаких заеданий и стрел-
ка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При
резком проворачивании троса в рабочем направлении стрел-
ка должна резко отклониться от нулевого деления, затем
свободно вернуться обратно.
Колебание стрелки спидометра возникает вследствие не-
правильного монтажа гибкого вала (плохое закрепление, из-
гибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества
смазки внутри оболочки гибкого вала и отсутствия продоль-
ного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до
отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Отсут-
ствие продольного перемещения троса вала объясняется по-
паданием грязи в отверстие валика спидометра.
С учетом большого разнообразия конструкций и назна-
чений контрольно-измерительных приборов ниже в каче-
стве примера приведены основные неисправности магни-
тоэлектрических указателей температуры: нарушение гер-
метичности баллона датчика из-за чрезмерных усилий, при-
кладываемых к гайке датчика при его монтаже на двигате-
ле; в этом случае вода, попадая внутрь датчика, выводит
из строя терморезистор; нарушение стабильности характе-
ристик терморезистора происходит чаще всего вследствие
значительных и длительных перегревов терморезистора в
процессе эксплуатации, например работа двигателя без ох-
лаждающей жидкости; смещение стрелки приемника на оси
магнита из-за вибраций или ударов; обрыв провода внутри
приемника.
Техническое обслуживание контрольно-измерительных
приборов. При обнаружении неисправностей датчика или
приемника рекомендуется заменить их исправными, а не под-
вергать ремонту, так как конструкция приемника и датчика
неразборная и ремонту в эксплуатации не подлежит.
Проверку исправности магнитоэлектрических указателей
температуры рекомендуется проводить при 20°С в опреде-
ленной последовательности, для чего датчик и приемник дол-
жны быть сняты с автомобиля.
Приемник устанавливают в приспособление в рабочем
положении. Датчик помещают в специальную герметичную
ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного ради-
атора, которая дает возможность повышать температуру
воды выше 100°С. Датчики указателей, предназначенные
для замера температуры охлаждающей жидкости, прове-
ряют только в воде, так как при нагреве в масле при отсут-
ствии интенсивного его перемешивания увеличиваются по-
грешности измерения в результате изменившихся условий
теплопередачи.

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025uCoz