ВОДОРОДНОЕ ИЗНАШИВАНИЕ
Водородное изнашивание представляет собой разруше-
ние поверхностного слоя вследствие поглощения металлом
водорода. Попадает водород в трущиеся поверхности из воз-
духа, смазочных масел, влаги, топлива, пластмасс и др. при
работе в условиях повышенных температур.
Водород имеет одну особенность. Находясь в атомарном
состоянии, он просачивается в пространственные дефекты
металла поверхностного слоя. Скапливаясь в дефектах, во-
дород из атомарного состояния превращается в молекуляр-
ное, увеличивается в размерах, при этом внутри дефекта со-
здается область сверхвысоких давлений. Под действием дав-
ления в поверхностях дефектов появляются микротрещины,
которые, сливаясь, приводят к отслоению части металла
Схема водородного изнашивания
Отслоившиеся чешуйки чаше всего уносятся из зоны
контакта, а иногда налипают на поверхность ответной дета-
ли.
Данный вид изнашивания встречается практически во всех
узлах трения, вследствие водородного изнашивания часто
выходят из строя коленчатые валы двигателей и др. Однако
наиболее характерно проявляется водородное изнашивание
в тормозных парах тормозной барабан — фрикционная на-
кладка. Основными поставщиками водорода служат смазка
и пластмасса, которая входит в состав фрикционных накла-
док.
В процессе работы на поверхности тормозных барабанов
появляются углубления от отслоившихся частиц, а на по-
верхности накладки — следы намазанного металла тормоз-
ного барабана.
Для предупреждения и уменьшения водородного изна-
шивания необходимо проведение следующих мероприятий:
• исключить из материала тормозных накладок пласт-
массы, склонные при нагреве к интенсивному выде-
лению водорода;
• в состав фрикционных накладок вводятся наполните-
ли в виде кусочков латунной проволоки или закиси
меди, снижающие выделение водорода;
• при выполнении ремонтных работ перед окончатель-
ной операцией обработки тормозных барабанов пред-
лагается полирование. При полировании верхние слои
металла нагреваются и из них выходит водород.