ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЯ
Производственный и технологический
процессы ремонта
Производственным процессом называют совокупность
действий людей и орудий труда, необходимых на данном
предприятии, для изготовления и ремонта продукции. Часть
действий людей относится к выполнению основных работ,
связанных с изменением формы, размеров, свойств и состо-
яния продукции. Другая часть действий людей связана с
выполнением вспомогательных работ, таких как транспорт-
ные и складские работы, содержание и ремонт зданий и обо-
рудования, материально-техническое снабжение и др.
Технологический процесс ремонта — часть производ-
ственного процесса, связанная с выполнением основных ра-
бот по ремонту автомобиля: разборка его на агрегаты, узлы,
детали; ремонт деталей; сборка, испытание и окраска; сдача
автомобиля заказчику. Эти работы выполняются в опре-
деленной последовательности в соответствии с технологи-
ческим процессом.
Элементами технологического процесса являются следу-
ющие его части.
Операция — часть технологического процесса ремонта,
выполняемая непрерывно на одном рабочем месте, опре-
деленным видом оборудования, рабочими одной профессии.
Операция обычно носит название оборудования, с помощью
которого производится операция. Например, сборочная опе-
рация выполняется в сборочном цехе с использованием сбо-
рочного оборудования слесарем-сборщиком и т. д.
Установка — часть операции, выполняемая на изделии
при изменении его положения относительно оборудования,
инструмента. Например, сборочная операция автомобиля
состоит из установки двигателя, коробки перемены передач
и т.д.
Переход — часть операции, установки, выполняемая над
одним участком изделия, одним инструментом, работающим
в одном и том же режиме. Например, установка двигателя
состоит из нескольких переходов: строповка двигателя; под-
нять, перенести, поставить двигатель на раму; закрепить
двигатель на раме.
Проходом называется один из нескольких переходов, сле-
дующих друг за другим. Например, переход — строповка дви-
гателя состоит из двух проходов — увязка одного стропа на
двигателе с одной стороны и закрепление другого конца на
крюке крана; то же самое, но со вторым стропом и с другой
стороны двигателя.
Рабочий прием — часть перехода или прохода, представ-
ляющая собой законченный цикл рабочих движений. Напри-
мер, закрепление одного конца стропа на двигателе с одной
стороны — один прием, закрепление другого конца стропа
за крюк крана — другой рабочий прием.
Рабочее движение — наименьший момент операции. На-
пример, взять деталь есть рабочее движение.
Разработка технологического процесса состоит в том, что
для каждого его элемента устанавливаются описание содер-
жания работ, необходимое оборудование, приспособления и
инструмент, сложность работ и нормы трудозатрат. Все эти
данные заносятся в технологические карты. В зависимости
от объема выполняемых работ устанавливается различная
глубина разработки техпроцесса. Для небольших предприя-
тий с малым объемом работ техпроцесс разрабатывается на
уровне операций и установок с использованием универсаль-
ного оборудования и инструмента. В технологической карте
указывается только порядок выполнения операций (марш-
рутная технологическая карта). Работы производятся рабо-
чими высокой квалификации.
Для СТОА с достаточно большим объемом работ разра-
ботка технологического процесса ведется на уровне перехо-
дов и проходов с указанием содержания работ по каждой
операции. Работы выполняются на специальном оборудова-
нии (стендах) с использованием специальных приспособле-
ний и инструмента по операционным технологическим кар-
там.
Разработка техпроцесса ведется отдельно для техничес-
кого обслуживания ТО-1, ТО-2 и для ремонтных работ по
текущему и капитальному ремонтам.
Наибольший объем выполняемых работ имеет место при
капитальном ремонте автомобилей, который производится
на специализированных авторемонтных заводах.
Укрупненно порядок работ можно представить в следу-
ющем виде тых-тых-тых.
Принятые на ремонт автомобили проходят наружную
мойку и поступают на операцию разборки. С рамы автомо-
биля, базовой детали снимают все агрегаты, очищают их от
грязи, масла, разбирают на узлы и детали. Снятые детали
сортируют на годные, негодные и требующие ремонта. Год-
ные детали идут повторно на сборку, негодные детали от-
правляют на металлолом, детали, требующие ремонта, вос-
станавливают и направляют на сборку узлов. Узлы собира-
ют в агрегаты, агрегаты снова устанавливают на раму авто-
мобиля. Собранный автомобиль испытывают и сдают заказ-
чику.
Важно отметить, что по такой же схеме производится
разработка технологического процесса проведения текущего
ремонта с той особенностью, что в этом случае меньше ко-
личество и выполняются они в меньшем объеме.