Подвеска автомобиля
Подвеска автомобиля обеспечивает упругое соединение
несущей системы (рамы, кузова) с колесами автомобиля. К
подвескам автомобиля предъявляют следующие требования:
• обеспечение плавности хода;
• обеспечение движения по дорожному полотну без уда-
ров в ограничитель;
• ограничение поперечного крена автомобиля;
• согласование перемещения управляемых колес;
• обеспечение затухания колебаний кузова и колес;
• постоянство колеи, углов установки колес;
• надежная передача от колес к кузову продольных и
поперечных сил.
По характеру взаимодействия колес и кузова при движе-
нии автомобиля все подвески делятся на зависимые и неза-
висимые.
Зависимая подвеска имеет жесткую связь между колес-
ной парой, в результате чего перемещение одного из колес в
поперечной плоскости автомобиля передается другому и
вызывает крен автомобиля.
Независимая подвеска характеризуется отсутствием же-
сткой связи между колесами одного моста (оси), каждое ко-
лесо подвешено к раме (кузову) независимо от другого. В
результате наезда одного колеса на неровности дорожного
полотна поперечные перемещения его не передаются друго-
му колесу, тем самым уменьшается возможность наклона
кузова и повышается в целом устойчивость автомобиля при
движении.
Зависимые (автономные) подвески применяют для двух-
осных автомобилей и автобусов, редко для легковых авто-
мобилей. Зависимые (балансированные) подвески применя-
ют для подрессоривания двух близко расположенных мос-
тов, например, на трехосных автомобилях.
При установке пневматических и гидравлических подве-
сок создаются условия для возможности регулирования вы-
соты пола или дорожного просвета. Комбинированные под-
вески состоят из основного и дополнительного элементов для
корректирования упругой характеристики. Например, лис-
товая рессора и пружины, резиновые или пневматические
дополнительные элементы.
В самом общем случае подвеска автомобиля состоит из:
• упругого элемента, в роли которого используются: ме-
таллические — листовые рессоры; цилиндрические
пружины; стержни, работающие на скручивание (тор-
сионы) или неметаллические элементы, обеспечиваю-
щие работу подвески за счет упругости резины, сжа-
того воздуха или жидкости; комбинированные упру-
гие элементы, состоящие из металлических и неме-
таллических материалов;
• направляющего устройства, обеспечивающего переда-
чу толкающих, тормозных и боковых усилий от колес
на раму (кузов) автомобиля. При пружинной подвес-
ке — это рычаги и штанги; при рессорной — сама ли-
стовая рессора;
• гасящего элемента, предназначенного для гашения
амплитуды колебаний кузова и колес при наезде на
неровности дорожного полотна, с этой целью на авто-
мобилях применяют жидкостные амортизаторы.
Устройство зависимой подвески.
В качестве упругих элементов используются продольные
полуэллиптические рессоры, работающие совместно с гид-
равлическими амортизаторами.
Рессора передней подвески состоит из пакета
стальных упругих листов различной длины, скрепленных
между собой хомутами и прикрепленных к балке переднего
моста стремянками. К лонжерону рамы концы коренного
листа прикреплены с помощью кронштейнов с резиновыми
подушками. Для облегчения вертикального хода подвески
передний конец рессоры зафиксирован в кронштейне, а зад-
ний конец рессоры имеет возможность перемешаться при ее
прогибах продольно в резиновой подушке кронштейна.
Рессора задней подвески крепится к лонжеро-
ну рамы иначе, чем передняя. Передний конец рессоры шар-
нирно через палец соединен с рамой. Такое соединение обес-
печивает передачу продольных усилий при движении авто-
мобиля. Задний конец рессоры свободно перемещается в
продольном направлении между сухарями кронштейна при
прогибах рессоры. На верхнюю часть основной рессоры стре-
мянками закреплена дополнительная рессора, концы кото-
рой располагаются возле опорных кронштейнов. В нагружен-
ном состоянии концы дополнительной рессоры упираются в
кронштейны основной рессоры, и они вместе несут нагрузку
на автомобиль. Без нагрузки дополнительные рессоры не ра-
ботают. На легковых автомобилях с рессорной подвеской до-
полнительные рессоры не применяют.