Изнашивание деталей машин
Классификация видов изнашивания. На процесс изна-
шивания оказывает влияние целый ряд факторов. Наиболее
важными из них являются следующие:
• род и характер трения. По роду бывает трение качения
или трение скольжения, по характеру — сухое трение
или со смазкой;
• величина удельного давления и характер приложения
нагрузок (статическая или динамическая);
• скорость относительного перемещения трущихся по-
верхностей;
• способ подвода, количество и качество смазки;
• температурные условия работы деталей;
• корродирующее воздействие среды и качество образу-
ющихся пленок;
• присутствие абразива, его качественная (твердость) и
размерная характеристики;
• начальное состояние поверхностей трения;
• степень и характер удаления продуктов износа;
• форма и размеры трущихся поверхностей.
Наличие такого большого количества факторов, оказы-
вающих влияние на процесс изнашивания, указывают на
сложность явлений, протекающих в поверхностных слоях.
В зависимости от воздействия названных факторов при
трении поверхностей в них имеют место следующие процессы:
• механические (пластическое деформирование, резание,
царапанье);
• химические (окисление, коррозия);
• теплофизические (влияние температуры при трении на
изменение механических характеристик поверхностного
слоя);
• молекулярные (диффузия);
• электроэрозионные.
Указанные процессы вызывают в поверхностных слоях
различные виды изнашивания, которые установлены стан-
дартом ГОСТ 27674-88 «Трение, изнашивание и смазка. Тер-
мины и определения».
К механическому изнашиванию относят следующие
виды: абразивное, гидро- и газоабразивное, гидро- и газо-
эрозионное, кавитационное, усталостное, изнашивание при
заедании, изнашивание при фреттинге.
Коррозионно-механическое изнашивание включает в себя
окислительное изнашивание и изнашивание при фреттинг-
коррозии. Электроэрозионное изнашивание возникает при
действии электрического тока. Механическое изнашивание
возникает в результате механических воздействий на повер-
хностные слои трущихся деталей. Коррозионно-механичес-
ким называют изнашивание в результате механического воз-
действия, сопровождаемого химическим или электрохими-
ческим взаимодействием металла с рабочей средой.
Электроэрозионным называют эрозионное изнашивание
в результате воздействия разрядов при прохождении элект-
рического тока.
Все перечисленные виды изнашивания имеют место при
работе деталей и узлов автомобиля.
В реальных условиях эксплуатации машин очень часто
наблюдается действие одновременно нескольких видов из-
нашивания. В таких случаях устанавливают ведущий вид,
лимитирующий долговечность деталей, и отделяют его от
других, сопутствующих видов разрушения поверхностей, не-
значительно влияющих на работоспособность сопряжения.
Механизм ведущего вида изнашивания определяют по
состоянию поверхности трения. Каждому виду соответству-
ет только ему характерное состояние поверхности изнаши-
вания. Оно является результатом, отражением действия раз-
личных факторов, специфичных для данного процесса рабо-
ты трущейся пары, например, риски на поверхности трения
указывают на наличие и действие абразивных частиц, плен-
ки окислов возникают при действии коррозионной среды,
промывы образуются под действием потока жидкости или
газа и т.д.
Указанные особенности состояния поверхности трения
позволяют установить ведущий вид изнашивания, а знания
механизма и характера его протекания дают возможность
разработать мероприятия по обеспечению заданной долго-
вечности при выполнении ремонтных работ.