тормоза 3
Барабанный тормозной механизм с пневматическим при-
водом отличается от механизма с гидравличес-
ким приводом конструкцией разжимного устройства, выпол-
ненного по типу не используемого в настоящее время механи-
ческого привода тормозного механизма. Для разведения ко-
лодок в нем используется разжимной кулак, приводимый в
движение рычагом, посаженным на ось разжимного кулака.
Рычаг отклоняется усилием, возникающим в пневматичес-
кой тормозной камере, которая работает от централизован-
ной системы сжатого воздуха. Возврат колодок в исходное
положение при растормаживании происходит за счет дей-
ствия стяжной пружины. Нижние концы колодок закрепле-
ны на эксцентриковых кольцах, которые обеспечивают регу-
лировку зазора между нижними частями колодок и бараба-
ном. Верхние части колодок подводятся к барабану при ре-
гулировке зазора с помощью червячного механизма.
Элементы тормозных механизмов.
Тормозные барабаны для легковых и грузовых автомо-
билей малой и средней грузоподъемности обычно изготов-
ляют биметаллическими: стальной диск, залитый чугунным
ободом (ГА3-3102, ГА3-53, ВАЗ-2105); тормозной барабан
из алюминиевого сплава с залитым внутрь чугунным коль-
цом (ВАЗ-2101). На грузовых автомобилях большой грузо-
подъемности применяют литые тормозные барабаны, глав-
ным образом из серого чугуна (КамАЗ, ЗИЛ).
Опорные тормозные диски, как правило, выполняют
штампованными из листовой стали.
При гидроприводе рабочие тормозные цилиндры в ба-
рабанных тормозных механизмах изготовляются из серого
чугуна, поршни — из алюминиевого или цинкового спла-
ва; в дисковых тормозных механизмах рабочие цилиндры
для лучшего теплоотвода выполняют из алюминиевого
сплава.
При пневмоприводе разжимной кулак выполняется за
одно целое с валом из высокоуглеродистой стали с закалкой
поверхности токами высокой частоты.
Наибольшее распространение получили формованные
фрикционные накладки, состоящие из коротковолокнистого
асбеста, наполнителей и связующих (синтетические смолы,
каучук и их комбинации). В последние годы все большее рас-
пространение получают безасбестовые накладки ввиду их эко-
логической чистоты. Применяют иногда и пластмассовые
фрикционные накладки, в состав которых входит эбонит и
другие компоненты. На отечественных автомобилях для дис-
ковых и барабанных тормозных механизмов применяют на-
кладки из материала АК (асбокаучуковая композиция).
Тормозные колодки выштамповываются из листовой
стали. Иногда на грузовых автомобилях применяются ли-
тые чугунные колодки (ЗИЛ-431410). Накладки прикрепля-
ют к колодкам заклепками, редко болтами, а на легковых
автомобилях чаще всего приклеивают.