Понедельник, 16.06.2025, 21:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Система смазывания


В зависимости от условий и режима работы того или
иного механизма применяются различные сорта и виды сма-
зок.
Масла, применяемые для смазки двигателей, должны
отвечать ряду требований: обладать определенной вязкос-
тью, не содержать механических примесей, воды, кислот и
щелочей. Присадки, вводимые в масла, должны обеспечи-

вать снижение износа трущихся деталей (противоизносные),
устранять коррозию металла (противокоррозионные), пре-
дотвращать пенообразование (антипенные) и задиры повер-
хностей трения.
В марках масел буква «М» обозначает моторное масло.
Затем следуют цифры — класс кинематической вязкости в
сантистоксах (сСт) при 100°С. Далее буквы, обозначающие
группу по эксплуатационным свойствам. Нижние цифровые
индексы 1 и 2 обозначают соответственно масла для карбю-
раторных двигателей и дизелей, буквенные индексы — на-
личие присадок.
Например:
М-10В1 — масло моторное, кинематическая вязкость
10 сСт, всесезонное, для карбюраторных двигателей.
М-10Г2п — масло моторное, кинематическая вязкость
10 сСт, летнее, для дизельных двигателей, с присадками.
Для автомобильных двигателей применяют комбиниро-
ванную систему смазки. В зависимости от размещения и
условий работы деталей масло подается либо под давлени-
ем, либо разбрызгиванием, либо самотеком. К наиболее
нагруженным деталям масло подается под давлением, к ос-
тальным — разбрызгиванием и самотеком.
Система смазки представляет собой ряд приборов и агре-
гатов для хранения, подвода, очистки и охлаждения масла:
• поддон картера двигателя;
• маслозаборник;
• масляный фильтр грубой очистки;
• масляный фильтр тонкой очистки;
• масляный насос;
• маслопроводы;
• масляный радиатор;
• контрольно-измерительные приборы и датчики.
Рассмотрим работу системы смазки дизельного двигате-
ля КамАЗ-740. Масло из поддона через маслопри-
емник с сетчатым фильтром поступает в секции масляного
насоса. Из нагнетающей секции масло через канал подается
в полнопоточный фильтр, а оттуда в главную масляную ма-
гистраль. Затем по каналам в блоке и головках цилиндров
масло под давлением подается к деталям КШМ и ГРМ, ТНВД
и компрессору.
Схема системы смазки двигателя КамАЗ-740
К шатунным подшипникам масло подается по каналу
коленчатого вала от ближайшей к ним коренной шейки.
Опоры штанг и толкателей газораспределительного механиз-
ма омываются пульсирующей струей, а остальные детали —
разбрызгиванием или самотеком масла.
Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемными
кольцами, отводится через сверления в поршневых канавках
внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в вер-
хней головке шатуна и бобышках поршня.
Из главной смазочной магистрали масло под давлением
подается к термосиловому датчику, а при открытом кране
включения гидромуфты — в саму гидромуфту.
Из радиаторной секции масляного насоса масло подает-
ся к фильтру центробежной (тонкой) очистки и через откры-
тый кран включения масляного радиатора в сам радиатор, а
из него в поддон картера двигателя. Если кран включения
масляного радиатора закрыт, то из центрифуги (фильтр цен-
тробежной очистки) масло поступает в поддон через слив-
ной клапан.
Недостаточная подача масла к трущимся деталям двига-
теля вызывает потерю мощности, усиленный износ деталей,
перегрев и расплавление подшипников скольжения, закли-
нивание поршней и в конечном итоге — прекращение рабо-
ты двигателя.
При чрезмерной подаче часть масла попадает в камеру
сгорания, забрызгивает контакты свечей, от чего на них уве-
личивается отложение нагара и ухудшается работа системы
зажигания.
Масляный насос шестеренчатого типа создает давление
и обеспечивает циркуляцию масла в смазочной системе.
Двухсекционный масляный насос состоит из
корпуса, внутри которого расположены две пары шестерен,
образующие нагнетательную и радиаторную секции. Нагне-
тательная секция подает масло в главную масляную маги-
страль для смазки двигателя. Радиаторная секция подает
масло через центробежный фильтр в масляный радиатор.
Две шестерни насоса закреплены неподвижно через шпон-
ку на приводном валике, а две другие — свободно на оси,
запрессованной в корпусе насоса. Приводной валик масляно-
го насоса вращается от косозубой шестерни, которая в зави-
симости от модели двигателя может располагаться на пере-
днем конце коленчатого вала либо на распределительном валу.
При вращении шестерни верхней секции захватывают
масло впадинами между зубьев и переносят его в главную
масляную магистраль двигателя. Максимальное давление в
системе ограничивается редукционным клапаном, при повы-
шении которого часть масла через перепускной клапан воз-
вратится в поддон картера двигателя.
Масляные фильтры. В процессе эксплуатации двигате-
ля масло загрязняется в результате износа деталей металли-
ческими частицами, продуктами нагара и коксования масла,
образующимися в результате сгорания его на стенках цилинд-
ров и деталях двигателя.
Сетчатый фильтр маслоприемника предварительно филь-
трует масло от механических примесей перед его поступле-
нием в насос. После выхода из насоса масло частично или
полностью очищается в фильтрах грубой, тонкой или центро-
бежной очистки. Фильтры устанавливают в различных со-
четаниях в зависимости от модели двигателя и конструкции
системы смазывания. На многих двигателях применяют до-
полнительную очистку масла, выполняя грязеуловители в
шатунных шейках коленчатого вала.
Фильтрующий элемент пластинчато-щелевых фильтров
грубой очистки состоит из набора металлических фильтрую-
щих пластин, разделенных тонкими металлическими плас-
тинами.
Фильтр тонкой очистки имеет сменный фильтрующий
элемент, заполненный фильтрующей массой.
Фильтр центробежной очистки масла представляет со-
бой центрифугу. Преимущество этого фильтра со-
стоит в том, что он в первую очередь задерживает тяжелые
примеси. Его работу легко и надежно можно проверить
прослушиванием вращения ротора в течение короткого вре-
мени после остановки двигателя.
Полнопоточный масляный фильтр имеет два сменных
фильтрующих элемента, заполненных древесной мукой на
пульвербакелитовой связке.

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025uCoz