ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ХОДОВОЙ ЧАСТИ АВТОМОБИЛЯ
В результате перегрузки и неосторожной езды рама ав-
томобиля может деформироваться, могут появиться трещи-
ны и расшататься заклепки. К основным неисправностям пе-
редней и задней осей относятся:
• погнутость передней оси;
• износ шкворней и шкворневых втулок;
• неправильная регулировка или износ подшипников;
• поломка подшипников и разработка посадочных мест
подшипников;
• срыв резьбы шпилек полуосей.
В результате длительной работы листы рессоры час-
тично теряют упругость, изнашиваются пальцы и втулки,
ломаются листы рессор. Движение автомобиля с поломан-
ной рессорой приводит к перекосу моста и затруднению
управления. В амортизаторах изнашиваются сальники,
шаровые соединения, клапаны и пружины. В результате
работа амортизатора резко ухудшается. При неосторож-
ной езде в колесах могут быть погнуты диски. При неза-
500
тянутых шпильках и гайках колес отверстия дисков под
шпильки крепления изнашиваются и диски приходят в
негодность.
Основные работы по ТО ходовой части
• ЕО. Проверить путем осмотра состояние рамы, рес-
сор, подрессорников, амортизаторов, колес.
• ТО-1. Проверить (и если нужно отрегулировать) под-
шипники ступиц колес; проверить (и если нужно за-
крепить) стремянки, пальцы рессор и шкворни пово-
ротных цапф. Проверить состояние передней подвес-
ки автомобиля.
• ТО-2. Проверить путем осмотра состояние балки пе-
реднего моста. Проверить (и если нужно отрегули-
ровать) схождение передних колес. При интенсив-
ном износе шин проверить углы наклона шкворней
и угол поворота передних колес. Проверить, нет ли
перекоса переднего и заднего мостов (визуально).
Проверить состояние рамы и буксирного устройства,
состояние рессор, закрепить хомутики рессор, стре-
мянки, пальцы рессор. Проверить состояние амор-
тизаторов, дисков и ободьев колес. Смазать (по гра-
фику смазки) шкворни поворотных цапф и пальцы
рессор. Снять ступицы, промыть, проверить состо-
яние подшипников и, заменив смазку, отрегулиро-
вать подшипники колес.
Регулировка подшипников передних колес осуществля-
ется в следующей последовательности: поднимают и уста-
навливают на козлы переднюю ось; снимают колесо; от-
вертывают колпак; расшплинтовывают и отвертывают гай-
ки; снимают ступицы; промывают и осматривают подшип-
ники (при наличии трещин или значительного износа под-
шипники заменяют), наполняют ступицу смазкой и уста-
навливают на место; устанавливают шайбу и завертывают
гайку до отказа, а затем отвертывают на 1/8 оборота. Коле-
со должно вращаться свободно, без заедания и не иметь
люфта. После проверки гайку шплинтуют и завертывают
колпак.
Регулировка подшипников задних колес осуществляется
в той же последовательности за исключением того, что вме-
сто колпака нужно отвернуть гайки шпилек полуосей и вы-
нуть полуоси, а вместо удаления шплинта нужно отвер-
нуть контргайку и вынуть стопорную шайбу.
Схождение колес проверяют при помощи линейки или
на стенде. Для проверки схождения колес линейкой авто-
мобиль устанавливают на осмотровую канаву так, чтобы
положение колес соответствовало движению по прямой. Ли-
нейкой замеряют расстояние между шинами или ободьями
колес сзади передней оси; линейку размещают ниже оси
колес и отмечают мелом точки касания. Затем автомобиль
перекатывают так, чтобы точки, отмеченные мелом, уста-
новились на той же высоте спереди оси, и опять произво-
дят измерения. Цифра, указывающая разницу между пер-
вым и вторым замерами, и характеризует величину схож-
дения колес.
Ремонт узлов ходовой части автомобиля
Дефектами балки переднего моста являются ее изгиб и
скручивание. Изнашиваются площадки под рессоры; бобыш-
ки и отверстия под шкворень, под стопор шкворня и стре-
мянки крепления; под центрирующие выступы рессор. При
наличии трещин и отколов балку бракуют. На изгиб и скру-
чивание ее проверяют на стенде. Там же балки правят в хо-
лодном состоянии. При невозможности устранения изгиба и
скручивания балку бракуют.
Площадки под рессоры (как базовые поверхности) вос-
станавливают в первую очередь. Изношенные торцы бобы-
шек под шкворень фрезеруют на станке, на нем растачивают
и отверстия под шкворень. Изношенные отверстия балки
растачивают и запрессовывают в них ремонтные втулки с
последующим развертыванием до размеров по рабочим чер-
тежам.
Поворотные цапфы при наличии обломов и трещин бра-
куют. Скрытые трещины выявляют на магнитных дефек-
тоскопах. Износ конусных отверстий под рычаги определя-
ют конусным калибром и устраняют конусной разверткой.
Поврежденные резьбы наплавляют под слоем флюса или
вибродуговой наплавкой. Затем нарезают резьбу в соответ-
ствии с рабочими чертежами. Шейки под подшипники и
кольцо под сальник ступицы восстанавливают хромирова-
нием, а при большом износе — железнением с последую-
щим шлифованием до рабочего размера.
Сборку переднего моста выполняют в соответствии с
общими правилами сборочных работ, обратив особое вни-
мание на проведение смазочных и регулировочных работ.
Для регулировки углов поворота и схождения колес балку
с поворотными цапфами устанавливают на специальный
стенд. Предельные углы поворота колес устанавливают при
помощи упоров, предусмотренных в рычагах поворотных
цапф. Регулировку схождения колес осуществляют вра-
щением поперечной рулевой тяги. После регулировки за-
тягивают болты крепления головок поперечной рулевой
тяги.
Дефектами рам являются: усталостные трещины в зоне
крепления кронштейнов; ослабление заклепочных соедине-
ний; обрыв заклепок, износ отверстий под заклепки; тре-
щины в продольных балках, поперечинах и раскосах; изгиб
и скручивание. Рамы без полной их разборки ремонтируют
при ослаблении не более одной заклепки в каждом сопря-
жении, а также при местных небольших изгибах полок. В
остальных случаях ремонт выполняют с полной разборкой
рам. Правку палок и поперечин осуществляют в холодном
состоянии, устраняя прогиб. Для этого используют пресс,
оправки и приспособления. Для контроля применяет про-
верочные линейки и шаблоны. При восстановлении дета-
лей рамы: заваривают трещины, вырезают поврежденные
части и приваривают дополнительные ремонтные детали.
Приварку всех дополнительных ремонтных деталей после
вырезки поврежденной части выполняют только встык.
Сборку продольных балок рамы с поперечными брусьями
для получения необходимой точности выполняют в специ-
альных кондукторах. Для проверки перекоса контрольны-
ми линейками измеряют диагонали между крайними от-
верстиями в верхних полках швеллеров. Эти расстояния
должны быть равны. Для клепки рам применяют стацио-
нарные и переносные установки. Качество поставленных
заклепок проверяют остукиванием, осмотром и проверкой
размеров головки шаблонами.
При наличии дефектов рессор или уменьшения стре-
лы прогиба их разбирают. Детали с обломами и трещина-
ми, а также изношенные по толщине листы заменяют
новыми. Листы, потерявшие упругость, отжигают, гнут,
закаливают в ванне с приспособлением для гибки, отпус-
кают и по вогнутой стороне обрабатывают дробью. Износ
отверстия во втулке устраняют ее заменой с последующей
разверткой до размера по рабочему чертежу. Перед сбор-
кой листы промазывают графитовым смазочным матери-
алом. Собранные рессоры испытывают на стенде путем
504
измерения стрелы прогиба под нагрузкой и в свободном
состоянии.
Амортизаторы могут иметь износы сальников, шарнир-
ных соединений, клапанов и пружин. Изношенные детали
амортизатора, а также детали с трещинами и задирами за-
меняют новыми. Сборку амортизатора проводят в последо-
вательности, обратной разборке. Собранный амортизатор
проверяют на бесшумность работы и развиваемое сопротив-
ление на специальной установке. Во время испытаний не
допускают подтекания жидкости.
Основные работы по ТО автомобильных шин
Расслоение каркаса, отслоение протектора, разрушение
бортового кольца, прокол или разрыв камер — все эти де-
фекты, как правило, результат неосторожной езды, несоб-
людения норм давления воздуха в шинах и невыполнения
правил обслуживания автомобильных шин.
Обязательным условием эксплуатации автомобиля яв-
ляется выполнение:
• ЕО. Очистить шины от грязи и проверить их состоя-
ние.
• ТО-1. Проверить состояние шин, удалить посторон-
ние предметы, застрявшие в протекторе и между сдво-
енными шинами, давление воздуха в шинах (и, если
нужно, подкачать в них воздух).
• ТО-2. Осмотреть шины, удалив застрявшие предме-
ты в протекторе. Проверить давление воздуха и при-
вести его к норме. Переставить колеса в соответствии
со схемой. Поврежденные шины сдать в ремонт.