Вентилятор
Обычно вентилятор монтируется на одном валу с водя-
ным насосом и приводится в движение от коленчатого вала
через ременную передачу. В привод могут быть включены
электромагнитная муфта или гидромуфта. Гидромуфта обес-
печивает плавную передачу вращения от коленчатого вала
вентилятору. Частота вращения вентилятора зависит от ко-
личества масла, поступающего в гидромуфту из системы
смазки, которое регулируется перемещением золотника вклю-
чателя. В современных автомобилях все чаще используется
автономный привод вентилятора от специального электро-
двигателя. Этот вентилятор автоматически включается при
достижении охлаждающей жидкостью температуры 75°—
85°С.
Термостат автоматически поддерживает тепловой режим
двигателя, направляя движение жидкости по малому или
большому контуру охлаждения. Его устанавливают в поло-
сти впускного патрубка или на выходе жидкости из рубашек
охлаждения головок цилиндров.
Термостаты могут быть с жидким или твердым
наполнителем. Внутрь гофрированного латунного цилиндра
налита жидкость, температура кипения которой 70°—75°С.
В баллоне термостата с твердым наполнителем — церезин
(нефтяной воск) с температурой плавления 70°—83°С.
Когда двигатель не прогрет, клапан термостата закрыт
и жидкость циркулирует, минуя радиатор, по малому кон-
туру охлаждения: полость охлаждения — термостат — пе-
репускной шланг — водяной насос — полость охлаждения
, что ускоряет прогрев двигателя. По мере на-
грева охлаждающей жидкости наполнитель термостата на-
гревается и расширяется, и в конечном итоге открывается
клапан. Жидкость начинает циркулировать по
большому кругу охлаждения: водяной насос — полость
охлаждения — термостат — верхний бачок радиатора — сер-
дцевина — нижний бачок радиатора — насос — полость
охлаждения.
С понижением температуры охлаждающей жидкости
гофрированная поверхность цилиндра термостата сжимает-
ся и клапан закрывается. В термостатах с твердым наполни-
телем имеется дополнительная пружина, обеспечивающая
возвращение клапанов в закрытое положение при снижении
температуры охлаждающей жидкости и соответствующем
уменьшении объема наполнителя баллона термостата.
Датчики контрольно-измерительных приборов размеща-
ют в головке цилиндров, верхнем бачке радиатора и рубаш-
ке охлаждения верхнего патрубка. Сигнальные указатели и
лампы на щитке приборов служат для контроля темпера-
туры охлаждающей жидкости в системе.