СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО
ПАРКА
Станции технического обслуживания
автомобилей
Выполнение работ по техническому обслуживанию и те-
кущему ремонту автомобилей осуществляется ремонтными
службами АТП или станциями технического обслуживания
(СТОА). Структура СТОА находится в соответствии с тех-
нологическим процессом, исходя из планов, графиков, пе-
риодичности и общего объема работ по техническому обслу-
живанию.
Для каждой операции технологического процесса пред-
усматриваются определенные пункты или участки производ-
ственной площади, имеющие специальные оборудование,
приспособления и инструмент.
Техническое обслуживание и текущий ремонт на СТОА
в основном осуществляется поточным методом, при кото-
ром работы выполняются на специализированных постах по
заранее разработанной технологии с заданным временем их
исполнения.
Для перемещения автомобиля с поста на пост использу-
ются конвейеры.
В зависимости от объема работ участков на станции тех-
нического обслуживания, специализирующихся по агрегатам,
может быть несколько: участок по техническому обслужи-
ванию двигателей, электрооборудованию, трансмиссии, хо-
довой части, кузова и кабины и т. д.
Каждый вид работ выполняется по технологическим опе-
рационным картам. В них указываются наименование опе-
рации, технические условия и нормы времени на ее испол-
нение, применяемый инструмент и оборудование, специаль-
ность рабочего.
При небольшом объеме работ по техническому обслу-
живанию и текущему ремонту организация производства на
СТОА может быть бригадной, при которой бригада выпол-
няет работы по всем агрегатам автомобиля в пределах дан-
ного вида обслуживания. Квалификация исполнителей ра-
боты должна быть достаточно высокой. Работы ведутся на
одном универсальном посту.
Стационарное оборудование технического
обслуживания
Стационарное оборудование технического обслуживания
используется для облегчения и механизации выполняемых
работ. По назначению оборудование подразделяют следую-
щим образом: для уборочно-моечных работ, осмотровые ка-
навы, подъемно-транспортное и смазочно-заправочное.
Оборудование для уборочно-моечных работ размещают
на участках ежедневного технического обслуживания.
Мойка бывает ручной или механизированной. Ручная
мойка водой осуществляется из шланга брандспойтом под
низким (0,2—0,4 МПа) или высоким (1,0—2,5 МПа) давле-
нием.
Механизированная мойка выполняется с помощью мо-
ечных установок струйного, щеточного или струйно-щето-
чого типа.
Моечные установки струйного типа используют в основ-
ном для мойки водой грузовых автомобилей и моющим ра-
створом — для легковых.
Основным рабочим органом щеточной моечной маши-
ны являются вращающиеся щетки, к которым подводится
моющий раствор. Установки применяют для мойки легко-
вых автомобилей и автобусов.
Комбинированные моечные установки включают устрой-
ства для струйной мойки шасси и механизированной щеточ-
ной установки для мойки наружных частей кузова автомо-
биля.
Вода после мойки автомобиля собирается в межколлей-
ную канаву, которую делают с уклоном в сторону приемного
трапа, расположенного в центре. Для очистки сточных вод
мойки оборудуются грязеотстойниками и маслотопливоуло-
вителями, принцип действия которых основан на различии
плотностей воды, нефтепродуктов и механических примесей.
Очищенная вода повторно применяется для мойки авто-
мобилей, что является основой для системы повторного и
оборотного водоснабжения. В ливневую канализацию разре-
шается сбрасывать сточную воду только после ее очистки.
Осмотровые канавы обеспечивают удобный подход к ниж-
ней части автомобиля при проведении технического обслу-
живания и текущего ремонта и поэтому являются неотъем-
лемой частью специализированных и универсальных постов.
Ширина узкой канавы не превышает размера колеи авто-
мобиля и равна 0,9—1,4 м. Длина канавы на универсальном
посту должна быть равна габаритной длине автомобиля с
добавлением 1,0—1,3 м для удобства проведения работ по
мостам и в районе свесов автомобиля.
Сходы в канаву оснащены ступенчатыми лестницами.
Реборды канав служат направляющими для колес автомоби-
ля при заезде его на канаву.
Лампы освещения располагаются в нишах стенок, в ко-
торых хранятся инструменты и мелкие детали. Стенки ка-
нав облицованы светлым кафелем, пол покрыт деревянны-
ми решетками.
Канавы должны вентилироваться и обогреваться возду-
хом температурой 16—25°С.
Подъемно-транспортное оборудование предназначено для
подъема автомобиля на требуемую высоту для удобства вы-
полнения работ. По типу механизма подъема подъемники
делят на электромеханические и гидравлические.
Стационарные электромеханические подъемники быва-
ют одно-, двух-, четырех- и шестистоечные. Для подъема и
спуска автомобиля используют винтовую, цепную, кардан-
ную и другие силовые передачи, которые приводятся в дей-
ствие от электродвигателя.
Стационарные напольные гидравлические подъемники по
исполнению бывают одно-, двух-, трех- и многоплунжер-
ные.
Одноплунжерный гидравлический подъемник состоит из
цилиндра с плунжером, на верхней части которого закрепле-
на несущая рама. При создании давления в цилиндре вы-
двигается плунжер вместе с рамой, на которой установлен
автомобиль. Давление создается насосом. В заданном поло-
жении плунжер фиксируется упором. Для опускания подъем-
ника открывается перепускной клапан и под действием соб-
ственного веса плунжер опускается вниз. Одноплунжерный
подъемник применяют для легковых автомобилей.
Для подъема грузовых автомобилей служат гидравли-
ческие многоплунжерные подъемники.
Опрокидыватели предназначены для бокового наклона
автомобиля под углом до 50°, чем и обеспечивается удоб-
ный доступ к днищу. Опрокидывание производят в сторону,
противоположную расположению горловины топливного
бака. Перед опрокидыванием снимают аккумулятор.
К подъемно-транспортному оборудованию относят кран-
балки, тали, конвейеры и др.
Кран-балки и тали используют для перемещения и подъе-
ма агрегатов и других грузов при техническом обслужива-
нии и ремонте автомобилей. Кран-балки имеют грузоподъ-
емность 1—32 т, тали — 0,2—1,0 т.
Конвейерные линии используют при поточном способе
технического обслуживания для механизированного переме-
щения автомобилей с одного поста на другой. По способу
передачи движения автомобилю конвейеры делят на толка-
ющие, несущие и тянущие.
Толкающие конвейеры перемещают автомобили с помо-
щью толкающей тележки, упирающейся в передний или зад-
ний мост или заднее колесо. Несущие конвейеры представ-
ляют замкнутую транспортирующую цепь, движущуюся от
приводной станции. Автомобиль устанавливают на транс-
портную цепь или подвешивают за передний и задний мос-
ты.
Тянущие конвейеры представляют замкнутую цепь, пе-
ремещающуюся вдоль поточной линии. Автомобиль закреп-
ляют к тяговой цепи за передний буксирный крюк и он ка-
тится на своих колесах.
Смазочно-заправочное оборудование предназначено для
замены смазочного материала и заправки тормозной и охлаж-
дающей жидкостями, воздухом агрегатов автомобиля. Оно
подразделяется на специальное и комбинированное (стацио-
нарное и передвижное).
Маслораздаточная колонка используется для заправки
двигателей моторным маслом с измерением разового и сум-
марного отпуска масла. Колонка смонтирована на насосной
установке, расположенной на масляном резервуаре. В комп-
лект входят самонаматывающийся шланг с раздаточным
краном, расходомер и другие приборы.
Стационарный солидолонагреватель применяется для
смазывания узлов автомобиля пластичными смазками с по-
мощью прессмасленок. Он состоит из четырех шлангов с
пистолетами, плунжерного насоса с электроприводом, аппа-
ратного шкафа и др.
Комбинированные установки служат для механизирован-
ной смазки узлов автомобилей, заправки двигателей мотор-
ным маслом, водой, накачивания шин воздухом, прокачки
гидропривода тормозов. Состоит установка из трех баков для
масел и смазок с пневматическими насосами, пяти самона-
матывающихся шлангов с пистолетами. Элементы установ-
ки могут работать и индивидуально.