Принцип действия тормозов
Рассмотрим принцип действия наиболее простой схемы
пневматического привода на примере автомобиля ЗИЛ-130
выпуска 1984 г.
Система пневмопривода состоит из:
• компрессора:
• манометра;
• баллонов для сжатого воздуха;
• задних тормозных камер;
• соединительной головки с тормозной системой при-
цепа;
• разобщительного крана;
• тормозного крана;
• передних тормозных камер.
При работе двигателя атмосферный воздух через фильтр
нагнетается компрессором в баллоны, где и хранится под
давлением. Давление воздуха в баллонах устанавливается
Схема пневматического привода тормозов автомобиля
регулятором давления, который находится в компрессоре и
при достижении заданного уровня давления в баллонах от-
соединяет компрессор от системы привода. При торможе-
нии водитель, нажимая на педаль, воздействует на тормоз-
ной кран, открывающий доступ воздуха из баллонов в тор-
мозные камеры колесных тормозных механизмов. Тормоз-
ные камеры приводят в действие разжимные кулаки коло-
док, которые разводятся и соприкасаются с тормозными ба-
рабанами колес, производя торможение.
При отпускании педали тормозной кран открывает вы-
ход сжатому воздуху из тормозных камер в атмосферу, в
результате чего разжимной кулак поворачивается в исход-
ное положение, а стяжные пружины отводят колодки от тор-
мозных барабанов, происходит растормаживание. Манометр
в кабине водителя позволяет следить за уровнем давления
воздуха в системе пневматического привода тормозов.
Начиная с 1984 г. на автомобилях ЗИЛ-130 введены из-
менения в конструкцию тормозной системы с целью удов-
летворения современным требованиям безопасности движе-
ния. Произошла унификация с приборами и аппаратами тор-
мозной системы автомобилей КамАЗ.
Модернизированный привод состоит из независимых
контуров:
• привода тормозных механизмов передних колес;
• привода тормозных механизмов задних колес;
• привода стояночной и запасной тормозных систем
(только для задних колес);
• привода тормозных механизмов колес прицепа, при-
вода аварийного растормаживания стояночной тормоз-
ной системы, привода других пневматических прибо-
ров и агрегатов на автомобиле (например, системы цен-
трализованного регулирования давления воздуха в ши-
нах).
Все контуры имеют пневмоэлектрические датчики све-
товых сигнализаторов аварийного снижения давления сжа-
того воздуха. Манометрами контролируется давление в ра-
бочей тормозной системе. Если в системе пневмопривода
возникает аварийное снижение давления воздуха, срабаты-
вают пружинные энергоаккумуляторы и затормаживаются
задние колеса. Для последующего растормаживания необ-
ходимо нажать кнопку аварийного растормаживания. В слу-
чае отсутствия сжатого воздуха в системе автомобиль мож-
но растормозить только вручную винтовыми устройствами
для механического сжатия пружин энергоаккумулятора.
Назначение, устройство и работа основных приборов и
агрегатов пневмопривода.
Компрессор — двухцилиндровый, поршневой, приводит-
ся в действие клиноременной передачей от шкива вентиля-
тора.
Регулятор давления поддерживает заданный уровень
давления воздуха в системе пневмопривода. Пока идет воз-
растание давления до 0,7-0,75 МПа сжатый воздух от комп-
рессора поступает в пневмосистему. Когда давление возду-
ха поднимается до максимального уровня по пределу регу-
лирования, открывается разгрузочный клапан. Нагнетаемый
компрессором воздух практически без противодействия на-
чинает выходить в атмосферу. Давление в системе снижает-
ся. Как только давление снизится до нижнего предела регу-
лирования (0,62-0,65 МПа), разгрузочный клапан закрывает-
ся, и компрессор опять начинает подавать воздух в пневмо-
систему привода до следующего цикла отсоединения комп-
рессора.
Двойной защитный клапан служит для:
• разделения магистрали, идущей от воздушного бал-
лона на два независимых контура;
• отключения одного из контуров при повреждении;
• сохранения сжатого воздуха в неповрежденном конту-
ре или в обоих контурах при повреждении питающей
линии.
Тормозной кран служит для управления рабочей тормоз-
ной системой автомобиля и приводом тормозных механиз-
224
мов прицепа. Применяется для этих двух контуров, но рас-
считан на использование в трех самостоятельных контурах.
Кран стояночного тормоза (ручной) предназначен для
управления стояночной и запасной тормозными системами,
а также для включения клапана управления тормозной сис-
темой прицепа (полуприцепа).
Тормозные камеры приводят в действие тор-
мозные механизмы колес, передавая давление сжатого воз-
духа на валы разжимных кулаков, которые, раздвигая ко-
лодки, производят торможение.
При нажатии на педаль тормоза сжатый воздух поступа-
ет от тормозного крана в наддиафрагменную полость каме-
ры и вызывает перемещение диафрагмы. Усилие передает-
ся через опорный стальной диск на шток и далее на рычаг,
вызывая его отклонение и поворот разжимного кулака тор-
мозного механизма. Тормозные колодки при этом прижи-
маются к барабану, вызывая торможение колеса. При отпус-
кании педали воздух выходит из тормозной камеры через
кран в атмосферу, и тормозные колодки освобождают бара-
бан, прекращая торможение.
Тормозные камеры задних колес работают при включе-
нии рабочей, стояночной и запасной тормозных систем. Если
камера работает в режиме рабочего тормоза, тормозной ме-
ханизм приводится в действие диафрагменным устройством.
В режиме стояночного или запасного тормоза — пружин-
ным энергоаккумулятором, причем стояночное торможение
обеспечивается только полным выпуском воздуха из цилин-
дра энергоаккумулятора, а запасное — частичным выпуском
воздуха.