Понедельник, 16.06.2025, 08:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
И РЕМОНТ ТРАНСМИССИЙ АВТОМОБИЛЯ

Перегрузка механизмов во время работы, плохая смазка
приводят к поломкам и неисправностям агрегатов трансмис-
сии, выводящим из строя автомобиль.
Сцепление
В механизме сцепления могут возникнуть неисправнос-
ти:
• неполное включение (сцепление пробуксовывает);
• неполное выключение (сцепление ведет);
• резкое включение сцепления.
Сцепление пробуксовывает, крутящий момент от вала
двигателя не полностью передается на ведущие колеса. С
увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя
скорость автомобиля увеличивается очень медленно (иногда
автомобиль двигается рывками). Пробуксовывание сцепле-
ния вызывают:
• отсутствие зазора между подшипником муфты и ры-
489
чагами включения при отпущенной педали сцепления,
вследствие чего ведущий диск не полностью прижи-
мается к ведомому. Для устранения этой неисправно-
сти необходимо проверить и отрегулировать свобод-
ный ход педали сцепления;
• замасливание дисков сцепления. Для устранения этой
неисправности сцепление нужно разобрать, тщатель-
но промыть, а фрикционные накладки зачистить сталь-
ной щеткой;
• износ фрикционных накладок. Неисправность устра-
няется регулировкой свободного хода педали сцепле-
ния (при большом износе накладок их необходимо за-
менить новыми);
• поломка или ослабление нажимных пружин — пру-
жины необходимо заменить.
Сцепление не полностью выключается. Признаком та-
кой неисправности является включение передачи, сопровож-
дающееся скрежетом шестерен коробки передач. Причины
возникновения данной неисправности:
• большой зазор между упорным подшипником муфты
выключения и внутренними концами рычажков вы-
ключения (устраняется регулировкой свободного хода
педали сцепления);
• перекос или коробление ведомых дисков — устраня-
ется заменой поврежденных дисков;
• обрыв фрикционных накладок — сцепление необходи-
мо разобрать и заменить накладки;
• перекос нажимного диска (ведущий диск частично
продолжает прижиматься к ведомому) необходимо
отрегулировать положение рычагов выключения сцеп-
ления.
Сцепление резко включается. Такая неисправность мо-
жет возникнуть в случае заедания муфты выключения на
направляющей втулке или вследствие образования трещин
на ведущих дисках. Для устранения указанных неисправно-
стей требуется замена соответствующих деталей.
Основные работы по ТО сцепления:
• ЕО. Проверить действие механизма сцепления путем
трогания с места и переключения передач при движе-
нии.
• ТО-1. Проверить свободный ход педали (и, если нуж-
но, отрегулировать его), состояние и крепление оттяж-
ной пружины. Смазать (по графику смазки) валик пе-
дали сцепления и подшипник муфты выключения
сцепления. Проверить работу сцепления.
Ремонт деталей и узлов механизма сцепления. При ре-
монте картер сцепления с блоком цилиндров не разъединя-
ют, чтобы не нарушить соосность центрирующего отверстия
относительно коренных опор коленчатого вала.
При наличии трещины, проходящей через центрирую-
щее отверстие или более чем через одно отверстие крепле-
ния коробки передач, а также трещины, захватывающие бо-
лее половины периметра сечения лап, деталь бракуют. Не-
большие трещины и обломы на нагруженных поверхностях
устраняют электродуговой сваркой, а на поверхностях, не
несущих нагрузок, — синтетическими материалами на осно-
ве эпоксидных смол. Изношенные отверстия увеличивают
по диаметру, запрессовывают втулку и развертывают ее до
рабочего размера. Износ отверстия под стартер устраняют
постановкой дополнительной ремонтной детали или наплав-
кой с последующей расточкой отверстия под размер. Базо-
выми размерами при расточке служат диаметры коренных
опор коленчатого вала в блоке цилиндров.
При ремонте ведомые диски разбирают полностью. При-
клепанные накладки при необходимости разъединяют, вы-
сверливая наклепки или срезая накладки на станке. После
восстановления или замены отдельных деталей ведомый диск
собирают, приклепывают или приклеивают к нему фрикци-
онные накладки. После сборки диски балансируют. Неурав-
новешенность устраняют креплением на диск не более трех
грузиков.
Сборке сцепления предшествует комплектация деталей
сцепления по размеру отверстий в вилке и нажимном диске
под палец и пальцев по диаметру. Контроль положения ры-
чагов относительно нажимного диска осуществляют при
помощи индикаторного устройства. Нажимной диск в сборе
с кожухом сцепления подвергают статической балансиров-
ке.
Коробка передач и раздаточная коробка
Могут возникать ряд неисправностей:
• выкрашивание или поломка зубьев шестерен;
• самопроизвольное выключение передач;
• шум шестерен при работе;
• одновременное включение двух передач;
• затрудненное включение передач.
Выкрашивание и поломка зубьев шестерен происходит в
результате резкого трогания с места груженого автомобиля,
при неумелом включении передач и при неисправном сцеп-
лении — требует восстановления или замены изношенных
деталей. Работа коробки передач с поломанными зубьями
недопустима, так как это приведет к разрушению всей ко-
робки.
Самопроизвольное выключение передач возникает вслед-
ствие неравномерного износа зубьев шестерен и муфт синх-
ронизатора, неполного зацепления шестерен и износа фик-
саторов — требует восстановления или замены изношенных
деталей.
Шум шестерен при включении передач происходит из-за
поломки или неправильной регулировки сцепления, неуме-
лого включения его.
Шум шестерен при движении автомобиля вызывается
отсутствием смазки, большим износом шестерен или под-
шипников.
Одновременное включение двух передач происходит в ре-
зультате износа шариков или стержня замков.
Затрудненное включение передач может возникнуть из-
за засорения или коррозии отверстий под ползуны, заедания
шариков в каналах фиксаторов, износа подшипников и сту-
пиц шестерен. Необходимо прочистить отверстия под пол-
зуны и фиксаторы, остальные неисправности устраняются
восстановлением или заменой изношенных деталей.
Подтекание масла из коробки передач и раздаточной
коробки является следствием повреждения уплотнительных
прокладок, износа сальников или образования трещины в
корпусе коробки.
Основные работы по ТО коробки передач и раздаточ-
ной коробки:
• ЕО. Проверить работу коробки передач при движении
автомобиля.
• ТО-1. Проверить (и при необходимости подтянуть)
крепление коробки передач, долить масло до уровня.
Проверить работу коробки передач.
• ТО-2. Провести тщательный осмотр коробки передач.
Проверить (и при необходимости подтянуть) крепле-
ние коробки передач к картеру сцепления и крышки
картера коробки передач; крышки подшипников ведо-
мого и промежуточного валов. Заменить масло в кар-
тере коробки передач (по графику смазки).
Ремонт коробки передач. Картеры коробки передач мо-
гут иметь основные дефекты:
• обломы и трещины корпуса;
• износ отверстий под подшипники и под шейки блока
зубчатых колес заднего хода;
• износ внутренней торцевой поверхности бобышек под
блок зубчатых колес заднего хода.
Трещины, не проходящие через отверстия под подшип-
ники оси блока зубчатых колес заднего хода, заваривают
дуговой сваркой. При других видах пробоин, обломов или
трещин картер бракуют. Изношенные отверстия под подшип-
ники восстанавливают гальваническим натиранием или по-
становкой втулок с буртиком. Соосные отверстия раста-
чивают с одной установки до размера по рабочему чертежу.
Изношенные торцевые поверхности бобышек, подблок зуб-
чатых колес заднего хода фрезеруют. Валы коробок передач
подвергают ремонту при износе посадочных шеек и под под-
шипники. Изношенные посадочные шейки восстанавлива-
ют вибродуговой наплавкой или хромированием с последу-
ющим шлифованием до размера по рабочему чертежу. При
износе зубьев по толщине более предельного и при выкра-
шивании рабочей поверхности зубьев деталь бракуют. Изно-
шенные по толщине шлицы восстанавливают наплавкой под
слоем флюса в среде углекислого газа или электродуговой
наплавкой. Затем вал протачивают до требуемого размера.
Сборку коробок передач осуществляют с учетом общих
правил выполнения сборочных работ. Особенностями основ-
ных операций сборки узлов коробок передач являются уста-
новка подшипников на шейки валов и сборка зубчатых пар.
Испытание коробок передач проводят для осуществле-
ния приработки трущихся поверхностей и проверки работы
зубчатых пар на всех передачах, легкости включения и от-
сутствия самопроизвольного их включения. Для испытания
коробок передач под нагрузкой применяют стенды с замкну-
тым силовым контуром или стенды с электрическим, меха-
ническим или гидравлическим тормозом.
Карданная и главная передачи,
дифференциал и полуоси
В карданной передаче возможны:
• износ подшипников и крестовин кардана;
• износ скользящей шлицевой муфты;
• изгиб или скручивание карданного вала.
Признаком неисправности карданной передачи являют-
ся рывки и удары при трогании автомобиля с места или при
переключении передач на ходу. Биение вала при вращении
свидетельствует о том, что вал погнут. Неисправности кар-
данной передачи устраняют восстановлением или заменой
изношенных деталей. Погнутый вал можно править.
В главной передаче и дифференциале возможны:
• износ крестовины дифференциала и подшипников;
• износ или повреждение сальников;
• подтекание масла в соединениях картера заднего мос-
та.
Неисправности главной передачи проявляются значитель-
ным шумом в картере заднего моста при движении автомо-
биля. Небольшие зазоры в подшипниках и между зубьями
главной передачи устраняют регулировкой. При больших
износах деталей главной передачи и дифференциала они
подлежат обязательной замене.
В полуосях возможно:
• их скручивание;
• износ шлицов;
• ослабление крепления гаек фланца полуоси к ступице;
• обрыв шпилек.
Износ сальников полуосей приводит к попаданию смаз-
ки в тормозные барабаны и отказу работы тормозных меха-
низмов, поэтому изношенные сальники в обязательном по-
рядке необходимо заменить.
Основные работы по ТО карданной и главной передач
и дифференциала:
• ЕО. Проверить работу карданной и главной передач
при движении автомобиля.
• ТО-1. Проверить (и при необходимости закрепить)
фланцы карданных сочленений и полуосей. Закрепить
крышки картера главной передачи. Проверить уровень
масла в картере главной передачи и при необходимос-
ти долить. Смазать карданные сочленения и подвес-
ной подшипник (по графику смазки).
• ТО-2. Проверить наличие люфта в карданных сочле-
нениях, закрепить фланцы полуосей, карданов и опор-
ный подшипник к раме. Смазать шлицевую муфту
карданной передачи (по графику смазки). Проверить
герметичность соединений главной передачи. Уровень
масла в картере ведущего моста проверяют после 3000
км пробега. Уровень масла должен быть у кромки на-
ливного отверстия. Масло меняют по графику смазки
и при изменении сезона работы автомобиля.
Ремонт карданной и главной передач, дифференциала
и полуосей.
В карданных передачах в процессе эксплуатации автомо-
биля изнашиваются шипы крестовин карданных валов по
длине и диаметру. Износ торцов шипов крестовин опреде-
ляют измерением расстояния между ними. При размере мень-
ше допустимого крестовины бракуют. Износ шипов по диа-
метру устраняют наплавкой в среде углекислого газа с по-
следующим шлифованием до размера по рабочему чертежу.
При износе отверстий в вилке под подшипники, обломах или
при наличии трещин на вилках карданного вала она подле-
жит замене. Вилки к трубе приваривают электродуговой свар-
кой под слоем флюса или в среде углекислого газа. Погну-
496
тость вала определяется измерением радиального биения при
установке в приспособлении по диаметру и торцу в вилках
по всей длине. При невозможности устранения дефекта тру-
бу заменяют новой.
Сборку карданной передачи выполняют в два этапа: вна-
чале собирают узлы, а затем проводят сборку передачи. После
сборки карданные валы подвергают динамической баланси-
ровке на станке.
Картер главной передачи в зависимости от размеров
дефектов бракуют или восстанавливают. Трещины и обло-
мы фланца крепления к картеру заднего моста, распростра-
ненные менее чем на половину отверстия под болты крепле-
ния, устраняют электродуговой сваркой. При любых других
обломах картер бракуют. Изношенные отверстия под гнезда
подшипников допускают обработку под два ремонтных раз-
мера.
Возможно их восстановление вибродуговой наплавкой
или гальваническим натиранием с последующей обработкой
до размера по рабочему чертежу. При повреждении резьбы
под гайку подшипника дифференциала резьбовое отверстие
растачивают и нарезают ремонтную резьбу.
Чашки коробки дифференциала при наличии на них тре-
щин бракуют. При задирах, рисках или износе торца под
шайбу шестерни полуоси и сферической поверхности под
шайбы эти поверхности обрабатывают под ремонтные раз-
меры, компенсируя изменение размеров при сборке шайба-
ми. При износе отверстий под стяжные болты и под шипы
крестовины сверлят новые отверстия в промежутке между
старыми. Износ шейки под роликовый подшипник устраня-
ют хромированием или вибродуговой наплавкой с последу-
ющей шлифовкой шейки до размера по рабочему чертежу.
Полуоси ведущих мостов могут иметь следующие основ-
ные дефекты:
• погнутость полуоси или фланца;
• износ отверстий под разжимные втулки;
• износ шлицев по толщине.
При наличии обломов или трещин, а также скручивания
полуось бракуют. Погнутость полуоси определяют после
установки ее в центрах при помощи индикаторной головки.
Погнутые полуоси правят на прессе. Износ отверстий устра-
няют заваркой с последующим сверлением сквозного отвер-
стия до необходимого размера по рабочему чертежу. Изно-
шенные по толщине шлицы восстанавливают наплавкой под
слоем флюса с продольным наложением швов. После про-
тачивания диаметров и фрезерования шлиц выполняют не-
обходимую термообработку и доводочные операции.
Ступицы колес при наличии трещин на любых поверх-
ностях, кроме ребер, бракуют. Трещины на ребрах устраня-
ют электродуговой сваркой. Износы отверстий под подшип-
ники и наружный сальник устраняют вибродуговой наплав-
кой или постановкой ремонтной втулки.
Сборку заднего моста выполняют по общим правилам.
Однако особое внимание уделяют операциям комплектова-
ния и регулировки затяжки подшипников и зацепления зуб-
чатой пары главной передачи. После сборки редуктор испы-
тывают на стенде, позволяющем создавать нагрузки на зуб-
чатую пару и изменять частоту вращения конической шес-
терни главной передачи. При испытании главной передачи
не допускают повышенный неравномерный шум и стук зуб-
чатой пары, заедание дифференциала, подтекание смазоч-
ного материала через сальники и уплотнения.

 

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025uCoz