ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ
Диагностирование и техническое
обслуживание двигателя
Основные неисправности двигателя. При заметном сни-
жении мощности, увеличении расхода топлива или масла,
падении его давления, возникновении стуков, дымления или
неравномерности работы проводят диагностирование двига-
теля, при котором определяется причина неисправности и
выявляется потребность в регулировочных работах или ре-
монте.
При диагностировании двигателя производят его осмотр
и опробование пуском, измерение мощности и проверку тех-
нического состояния кривошипно-шатунного механизма, а
также механизма газораспределения. Осмотр и опробование
двигателя пуском обеспечивают визуальное обнаружение
подтеканий масла, топлива или охлаждающей жидкости,
оценку легкости пуска и равномерности работы, дымления
на выпуске. Прослушивая работу двигателя, следует устано-
вить, нет ли резких шумов и стуков. При такой проверке
можно выявить очевидные дефекты двигателя до проведе-
ния углубленного диагностирования.
Практика показывает, что в большинстве случаев течи
можно устранить подтягиванием соединений или заменой
поврежденных прокладок. Повышенное дымление на выпус-
ке дизеля или увеличенное содержание СО в отработавших
газах бензинового или газового двигателя чаще всего возни-
кает из-за неисправности топливной аппаратуры. Стуки и
резкие шумы могут быть вследствие износа поршневых паль-
цев, отверстий в бобышках поршней и во втулках верхних
головок шатунов, износа вкладышей шатунных и коренных
подшипников. Они появляются и при задирах поверхностей
цилиндров и поршней, а также при увеличении тепловых
зазоров в приводе клапанов или поломке клапанных пру-
жин.
Назначением ТО-1 и ТО-2 является выявление и предуп-
реждение отказов и неисправностей механизмов и систем
двигателя путем своевременного выполнения контрольно-
диагностических, смазочных, крепежных, регулировочных
и других работ.
Значительный объем работ при ТО-1 приходится на кон-
троль и восстановление затяжки резьбовых соединений, кре-
пящих оборудование, трубопроводы и приемные трубы глу-
шителя, а также сам двигатель на опорах.
При ТО-2 проверяют и при необходимости подтягивают
крепление головок цилиндров, регулируют тепловые зазо-
ры в механизме газораспределения. Проверяют и регулиру-
ют натяжение ремней привода генератора и т.п.
Смазочные работы при ТО выполняются в соответствии
с таблицей (картой) смазки.
Углубленное диагностирование выполняют на стенде с
беговыми барабанами, который монтируется на ос-
мотровой канаве. Этот пост включает в себя пульт управле-
ния, вентилятор, а также нагрузочное устройство и прибо-
ры, необходимые для диагностирования. На посту можно
определить мощность двигателя и расход топлива, количе-
ство газов, прорывающихся в картер (газовым счетчиком).
Для прослушивания стуков двигателей используют сте-
тоскопы. Механические стетоскопы имеют слуховые нако-
нечники , вставляемые в уши, и стержень, при-
жимаемый к различным точкам проверяемого механизма.
Электронный стетоскоп состоит из стержня
лефона, кристаллического датчика, транзисторного усили-
теля и батарейного питания.
Зоны прослушивания стуков двигателя указаны на рис.179.
Необходимо иметь в виду, что распознавание по характеру
стуков неисправностей двигателя требует больших навыков.
прессометра в отверстие для форсунки или свечи зажига-
ния. Компрессограф снабжен самописцем для
записи давления по цилиндрам. Чтобы получить достовер-
ные результаты, компрессию определяют на прогретом дви-
гателе, демонтировав с него все свечи зажигания или
форсунки. Заданную частоту вращения вала следует обеспе-
чивать исправной заряженной аккумуляторной батареей, пе-
ред измерением компрессии в каждом цилиндре стрелку ма-
нометра необходимо устанавливать в нулевое положение.
Минимально допустимая компрессия для дизелей около
2 МПа, а для бензиновых и газовых двигателей она зависит
от степени сжатия и составляет 0,60... 1,00 МПа. Разность
показаний манометра в отдельных цилиндрах не должна
превышать 0,2 МПа для дизелей и 0,1 МПа — для бензино-
вых и газовых двигателей. Резкое снижение компрессии (на
30-40%) указывает на поломку колец или залегание их в пор-
шневых канавках.
Прибор К-69М позволяет обнаружить чрезмер-
ный износ, потерю упругости, закоксовывание или поломку
колец, износ поршневых канавок, а также потерю герметич-
ности клапанов и прокладки головки цилиндров.
Сначала проверяют износ поршневых колец, для чего,
установив поршень проверяемого цилиндра в положение,
соответствующее началу такта сжатия (все клапаны закры-
ты), через наконечник в отверстие для форсунки или свечи
зажигания подают сжатый воздух под давлением 0,4 МПа.
При износе поршневых колец появляются большие утечки
воздуха, поэтому давление в цилиндре, регистрируемое ма-
нометром, будет меньше 0,4 МПа. Шкала манометра, раз-
меченная на зоны (хорошее состояние двигателя, удовлет-
ворительное и требующее ремонта), указывает утечку, вы-
раженную в процентах.
Вторую проверку выполняют при положении поршня
вблизи ВМТ такта сжатия. Утечки воздуха более 15% ука-
зывают на сильный износ цилиндров.
Утечки воздуха через клапаны при неплотной их посад-
ке в седлах определяют на слух, а герметичность прокладки
головки цилиндра — по появлению пузырьков воздуха в гор-
ловине радиатора или в стыке головки с блоком цилиндров,
смоченного мыльным раствором.
Головка к блоку цилиндров крепится шпильками с гай-
ками или болтами. Слабая затяжка гаек или болтов может
привести к нарушению герметичности цилиндров двигате-
ля, прогоранию прокладки и попаданию охлаждающей жид-
кости в цилиндры. Поэтому в процессе эксплуатации двига-
теля периодически подтягивают крепления головок: чугун-
ной — на прогретом двигателе, а алюминиевой — на холод-
ном. Подтяжку производят динамометрическим ключом в
последовательности, которая указана в заводских
инструкциях. Момент затяжки для двигателей ГА3-53 и ЗМЗ-24
(автомобили ГА3-53 и ГАЗ-24 «Волга») 73-78 Н·м, для дви-
гателя ЗИЛ-130 (автомобиль ЗИЛ-130) 70-90 Н·м, для дви-
гателя КамАЗ-740 (автомобиль КамАЗ-5320) 190-210 Н·м.
У двигателей ВАЗ в головке цилиндров закреплен кор-
пус подшипников распределительного вала, гайки крепле-
ния которого также необходимо подтягивать в определен-
ной последовательности . Окончательный момент
затяжки этих гаек 22 Н·м.