УСТАЛОСТНОЕ ИЗНАШИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Усталостным называют механическое изнашивание в
результате усталостного разрушения при многократном цик-
лическом деформировании микрообъемов металла поверх-
ностного слоя.
Данный вид изнашивания имеет место в основном в под-
шипниках качения и зубчатых передачах.
Механизм процесса изнашивания поясним на примере
работы подшипников качения. Внутренние поверхности
обойм подшипника воспринимают значительные по величи-
не циклические удельные нагрузки. Под действием этих на-
грузок в поверхностном слое на отдельных участках появля-
ется сетка усталостных трещин, которые, объединяясь, об-
разуют питтинги.
Такие питтинги обычно хорошо видны на беговых до-
рожках подшипников качения, рабочих участках зубьев зуб-
чатых передач, отработавших длительное время.
При выполнении ремонтных работ на автомобиле изно-
шенные подшипники и зубчатые колеса подлежат замене на
новые. Необходимость замены подшипников устанавлива-
ется по появлению стуков в узлах машины, повышению уров-
ня шума и вибрации. Дальнейшая эксплуатация изношен-
ных подшипников и зубчатых колес недопустима, так как
это ведет к поломке деталей (например, зуба шестерни).
Долговечность подшипников в значительной мере зави-
сит от правильного выполнения посадок обойм на вал и в
корпус, что весьма важно иметь в виду при назначении ре-
монтных работ.
При циркуляционном нагружении (вращается вал) посад-
ка на вал внутренней обоймы осуществляется с натягом, а в
корпус — по переходной посадке.
При местном нагружении (например, при посадке под-
шипника на переднюю неподвижную ось) посадка на ось
должна выполняться по переходной посадке, обеспечиваю-
щей возможное проворачивание внутренней обоймы на оси
и равномерный ее износ по всему сечению. Невыполнение
этого условия приведет к усталостному износу внутренней
обоймы только в нижней нагруженной зоне и преждевре-
менному выходу подшипников из строя.
Посадка наружной обоймы в ступицу колеса выполняет-
ся с натягом.
Своевременная и качественная смазка подшипников и
зубчатых передач при техническом обслуживании обеспечи-
вает длительную работу в условиях усталостного изнашива-
ния.